Нотный архив
Смешанный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Однородный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Одноголосные ноты
Сборники
|
Канитель
На клиросе стоит дьячок Отлукавин и держит между вытянутыми
жирными пальцами огрызенное гусиное перо. Маленький лоб его
собрался в морщины, на носу играют пятна всех цветов, начиная с
розового и кончая темно-синим. Перед ним на рыжем переплете
Цветной триоди лежат две бумажки. На одной из них написано «о
здравии», на другой — «за упокой», и под обоими
заглавиями по ряду имен... Около клироса стоит маленькая
старушонка с озабоченным лицом и с котомкой на спине. Она
задумалась.
— Дальше кого? — спрашивает дьячок, лениво почесывая за ухом. —
Скорей, убогая, думай, а то мне некогда. Сейчас часы читать
стану.
— Сейчас, батюшка... Ну, пиши... О здравии рабов божиих: Андрея
и Дарьи со чады... Митрия, опять Андрея, Антипа, Марьи...
— Постой, не шибко... Не за зайцем скачешь, успеешь.
— Написал Марию? Ну, таперя Кирилла, Гордея, младенца
новопреставленного Герасима, Пантелея... Записал усопшего
Пантелея?
— Постой... Пантелей помер?
— Помер... — вздыхает старуха.
— Так как же ты велишь о здравии записывать? — сердится дьячок,
зачеркивая Пантелея и перенося его на другую бумажку. — Вот тоже
еще... Ты говори толком, а не путай. Кого еще за упокой?
— За упокой? Сейчас... постой... Ну, пиши... Ивана, Авдотью, еще
Дарью, Егора... Запиши... воина Захара... Как пошел на службу в
четвертом годе, так с той поры и не слыхать...
— Стало быть, он помер?
— А кто ж его знает! Может, помер, а может, и жив... Ты пиши...
— Куда же я его запишу? Ежели, скажем, помер, то за упокой, коли
жив, то о здравии. Пойми вот вашего брата!
— Гм!.. Ты, родименький, его на обе записочки запиши, а там
видно будет. Да ему все равно, как его ни записывай: непутящий
человек... пропащий... Записал? Таперя за упокой Марка,
Левонтия, Арину... ну, и Кузьму с Анной... болящую Федосъю...
— Болящую-то Федосью за упокой? Тю!
— Это меня-то за упокой? Ошалел, что ли?
— Тьфу! Ты, кочерыжка, меня запутала! Не померла еще, так и
говори, что не померла, а нечего в за упокой лезть. Путаешь тут!
Изволь вот теперь Федосью херить и в другое место писать... всю
бумагу изгадил! Ну, слушай, я тебе прочту... О здравии Андрея,
Дарьи со чады, паки Андрея, Антипия, Марии, Кирилла,
новопреставленного младенца Гер... Постой, как же сюда этот
Герасим попал? Новопреставленный, и вдруг — о здравии! Нет,
запутала ты меня, убогая! Бог с тобой, совсем запутала!
Дьячок крутит головой, зачеркивает Герасима и переносит его в
заупокойный отдел.
— Слушай! О здравии Марии, Кирилла, воина Захарии... Кого еще?
— Авдотью записал?
— Авдотью? Гм... Авдотью... Евдокию... — пересматривает дьячок
обе бумажки. — Помню, записывал ее, а теперь шут ее знает...
никак не найдешь... Вот она! За упокой записана!
— Авдотью-то за упокой? — удивляется старуха. — Году еще нет,
как замуж вышла, а ты на нее уж смерть накликаешь!.. Сам вот,
сердешный, путаешь, а на меня злобишься. Ты с молитвой пиши, а
коли будешь в сердце злобу иметь, то бесу радость. Это тебя бес
хороводит да путает...
— Постой, не мешай...
Дьячок хмурится и, подумав, медленно зачеркивает на заупокойном
листе Авдотью. Перо на букве «д» взвизгивает и дает большую
кляксу. Дьячок конфузится и чешет затылок.
— Авдотью, стало быть, долой отсюда... — бормочет он смущенно, —
а записать ее туда... Так? Постой... Ежели ее туда, то будет о
здравии, ежели же сюда, то за упокой... Совсем запутала баба! И
этот еще воин Захария встрял сюда... Шут его принес... Ничего не
разберу! Надо сызнова... Дьячок лезет в шкапчик и достает оттуда
осьмушку чистой бумаги.
— Выкинь Захарию, коли так... — говорит старуха. — Уж бог с
ним, выкинь...
— Молчи!
Дьячок макает медленно перо и списывает с обеих бумажек имена на
новый листок.
— Я их всех гуртом запишу, — говорит он, — а ты неси к отцу
дьякону... Пущай дьякон разберет, кто здесь живой, кто мертвый;
он в семинарии обучался, а я этих самых делов... хоть убей,
ничего не понимаю.
Старуха берет бумажку, подает дьячку старинные полторы копейки и
семенит к алтарю.
А. П. Чехов
______________________________
Из рапорта цензора Верещагина
начальнику Главного управления по делам печати: «Рассказ этот
предназначен для публичного чтения на общественных концертах.
Разрешить рассматриваемый рассказ к исполнению мне
представляется неудобным, так как он осмеивает церковные
порядки...» На рапорте резолюция: «Согласен».
|