Нотный архив

Смешанный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

Однородный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

 

  Одноголосные ноты

 

  Сборники

 

 

 



 

 

Кто ты, неизвестный Ерхан?

Да возрадуется душа моя о Господе…

Кому из регентов и певчих, певавших в кафедральных соборах России, незнакомо имя Ерхана, чьим непревзойдённым песнопениям архиерейского богослужения и любимому народом концерту «О, Всепетая Мати» нелегко найти замену и сейчас? Имя-то знакомо, а вот о том, кто носил это имя, знают, пожалуй, единицы. Обнаружить уникальный документ — послужной список священника Михаила Дмитриевича Ерхана — нам помогло чудесное стечение обстоятельств и дореволюционный архив Донской духовной семинарии, ныне хранящийся в Государственном архиве Ростовской области.

Так кем же был самобытный и одарённейший композитор?

Михаил Дмитриевич Ерхан родился в 1862 году в семье псаломщика Бессарабской губернии. В 1885 году, не окончив 4-й класс Кишиневской духовной семинарии, он пошёл на псаломщицкую службу в Харьковскую епархию. 20 августа 1885 года М. Ерхан был определён преосвященным Геннадием, епископом Сумским, викарием Харьковской епархии, на место штатного псаломщика Николаевской церкви города Ахтырки, где служил до 1888 года.

Еще через два года, 4 октября 1890 года, с разрешения преосвященного Александра, епископа Тамбовского и Шацкого, М. Ерхан был «допущен к исполнению должности», а 9 ноября того же года «утверждён в должности» учителя церковного пения в Тамбовской духовной семинарии. В январе 1893 года началось служение Михаила Ерхана на регентском поприще. По распоряжению Тамбовского преосвященного он был назначен регентом Тамбовского архиерейского хора. Одновременно с 17 мая 1893 года он исполнял и обязанности псаломщика в церкви Мариинского детского приюта в городе Тамбове.

В 1895 и в 1897 годах, по назначению Тамбовского епархиального училищного совета, Михаил Дмитриевич был одним из руководителей организовывавшихся Тамбовской духовной семинарией курсов церковного пения и дидактики для учителей церковно-приходских школ Тамбовской епархии, проходивших с 1 по 10 августа.

15 марта 1896 года Михаил Дмитриевич Ерхан был рукоположён в сан священника и назначен к семинарской церкви.

В 1898 году в Донской епархии преставился ко Господу регент архиерейского хора и учитель церковного пения Донской духовной семинарии священник Василий Костенко. Кандидатура на ставшее вакантным место подыскивалась на уровне правящего архиерея, и приглашение встать перед Донским архиерейским хором получил священник Михаил Ерхан. В феврале 1898 года он покинул Тамбовскую епархию и перешел в клир Донской епархии, где сразу был назначен регентом архиерейского хора и штатным священником церкви Рождества Богородицы хутора Мишкин, где располагался Донской архиерейский дом. Через две недели после указа о назначении регентом, 13 февраля 1898 года, о. Михаил получил назначение на место учителя пения Донской духовной семинарии.Так началось служение священника и регента Михаила Дмитриевича Ерхана в столице Области Войска Донского и центре Донской епархии Новочеркасске.

О профессионализме и музыкальных вкусах о. Михаила наглядно свидетельствует программа данных им концертов с архиерейским хором. 23 марта 1908 года в зале Дворянского собрания города Новочеркасска и 30 марта 1908 года в зале Военного Собрания архиерейским хором был дан концерт с «новой, впервые исполняемой программой», цель которой была «дать слушателям в наиболее ярких чертах историческую иллюстрацию развития церковного пения партесного периода в работах отечественных духовных композиторов». В программу концертов вошли:

 

 

I отделение:

 

1. «Отче наш» С. Дегтярева.

2. «О тебе радуется» Д. Бортнянского.

3. «Покаяния отверзи ми двери» (полож. на 4 голоса Калишевским) А. Веделя.

4. «Свыше пророцы» А. Львова.

5. «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского.

 

 

II отделение:

 

1. «Блажен муж» (знаменного распева) П. И. Чайковского.

2. «Чертог Твой» (киевского распева) Н. А. Римского-Корсакова.

3. «Ныне отпущаеши» (демеством) с solo баритона А. Д. Кастальского.

4. «Тока слез моих» и «Вышшую небес» Н. И. Компанейского.

5. «Волною морскою» (ирмос-розник на Рождество Христово) для 8-голосного смешанного хора А. Т. Гречанинова.

6. «Боже, царя храни» А. Ф. Львова.

 

 

Помимо объявленной программы, в концерт вошли сочинения «Благослови, душе моя, Господа» Диатоловича и «Союзом любве» иеромонаха Виктора.

В отзыве на концерт говорилось: «Стройное, гармоничное тихое пение, несомненно прекрасно поставленного, хотя и не обладающего слишком большими голосовыми средствами хора, производило весьма приятное впечатление на слушателей. Особенно хорошо было исполнено прекрасное в музыкальном отношении «Благослови, душе моя, Господа» Диатоловича. Сильное впечатление произвел также концерт «Не отвержи мене во время старости» Березовского… Но полный эффект произвело «Ныне отпущаеши» Кастальского с solo баритона. По настоятельному желанию публики оно оба раза было повторено» [А.Щ. Духовный концерт Архиерейского хора // Донские епархиальные ведомости. 1908. 13 апреля. № 11. С. 321–322].

Особенно автор статьи отмечал необычную расстановку хора: «Нельзя не отметить… важную особенность в управлении свящ. М. Ерхана хором. Он, вопреки принятому почему-то обычаю, расположил свой хор так, что сам стоял лицом к публике, благодаря чему не только певчие, но и слушатели могли читать на лице дирижера чувства, соответствовавшие данному песнопению» [Там же. С. 322].

Помимо регентской, священник Михаил Ерхан вёл и преподавательскую деятельность: в 1898 и 1899 годах он преподавал церковное пение учителям церковно-приходских школ Донской епархии во время летних курсов. В марте 1901 года о. Михаил, помимо музыкальных обязанностей, был назначен на должность казначея Донского архиерейского дома.

В 1903 году о. Михаил покинул Донскую духовную семинарию и, по предложению попечителя Харьковского учебного округа, перешел на должность штатного учителя пения Новочеркасской учительской семинарии. В июне 1910 года он участвовал в качестве лектора в деятельности «педагогических и церковного пения курсов для учащихся церковно-приходских школ Донской епархии».

Увы, но меньше всего по сей день остается известной композиторская деятельность священника М. Ерхана. Пока не существует списка его сочинений, а мы нашли упоминания только о следующих (кроме архиерейских песнопений и «О, Всепетая Мати»): кондак из акафиста св. Дмитрию Солунскому «Дивный воевода града Солуня» для 3-голосного хора и ирмосы «Отверзу уста моя».

Священник Михаил Ерхан имел награды: 21 сентября 1897 года он был награжден набедренником, 24 сентября 1901 года — фиолетовой камилавкой, 6 мая 1909 года — бархатной камилавкой, 6 мая 1913 года — наперсным крестом.

Вместе с супругой Варварой Николаевной о. Михаил воспитывал двух дочерей — Валентину (родилась 13 января 1894 года) и Ольгу (родилась 23 апреля 1895 года).

Вот, пожалуй, и всё, что известно о самобытном донском церковном композиторе священнике Михаиле Дмитриевиче Ерхане. 

 

Алла Шадрина,
младший научный сотрудник Южного научного центра РАН

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2003–2017 Horist.ru

При копировании материалов ссылка на www.horist.ru обязательна