Оглавление
Г л а в а т р е т ь я
ПРИЕМЫ СТРОЯ
Мы знаем уже, что в отношении строя дирижер воздействует на певцов в
двух взаимно противоположных направлениях: в сторону либо повышения,
либо понижения звука — этому соответствуют четыре главных
приема-управления:
прием повышения для певца,
прием повышения для хоровой партии,
прием понижения для певца,
прием понижения для хоровой партии.
Если певец «не строит» со своей партией, т. е. не сливается с ней в
точный унисон, а чуть-чуть «понижает», то дирижер делает ему указание с
помощью приема повышения: маленький напряженно-восходящий жест левой
руки. Жест этот должен быть по времени коротким и относиться только к
тому певцу, который понижает. Нужен дополняющий движение взгляд: слегка
поднимающиеся брови при еле заметном выпрямлении головы. Прием этот, как
и все другие приемы управления, должен быть заранее разъяснен певцам и
усвоен ими.
Отдельный певец, понижая, портит только частный строй своей партии. Если
же понижает целая партия, то она портит уже общехоровой строй. Прием
повышения для хоровой партии более сложен и заметен. Большую роль в нем
играет взгляд и мимика дирижера. Естественно, что дирижер при нестройном
аккорде обращает взгляд к той партии, по вине которой это происходит.
Также естественно, что нестройный аккорд вызывает в дирижере острое
ощущение неудовлетворенности. Для хоровой партии, портящей аккорд, будут
поэтому понятны немного нахмуренные брови, острый (но отнюдь не злой)
взгляд и слегка напряженное выражение лица дирижера, сопровождаемые
медленным восходящим движением левой руки и восходящими, подтягивающими
движениями правой. Прием не должен быть длительным, иначе утратится его
острота. Лучше применить его, если потребуется, два раза с промежутком в
2—3 секунды, нежели излишне удлинять. (При еле заметных понижениях
достаточно бывает и одного восходящего движения левой руки.)
Следующие два приема применяются при необходимости воздействия в сторону
понижения.
Левая рука делает небольшое напряженное нисходящее движение; еле
заметное наклонение головы — таков прием понижения для отдельного певца.
Жест должен быть коротким и направленным только в сторону того певца,
который повышает.
Приблизительно таков же прием понижения и для целой хоровой партии. Та
же левая рука с выгнутой ладонью и со слегка закругленными пальцами
делает напряженное нисходящее движение (как бы надавливая); этому
сопутствует легкое наклонение головы.
Отметим, что певцы, особенно малоопытные, очень туго идут на изменение
высоты звука, на его понижение или повышение. Разъяснения и тренировка в
этом направлении настоятельно необходимы. Научившись изменять высоту
звука, певцы почти всегда впадают в ошибку, нарушающую ансамбль,
сопровождая повышение звука усилением и понижение — стиханием. Для
устранения этой ошибки дирижер повторными упражнениями должен приучить
певцов повышать звук без его усиления и понижать без стихания.
|