Нотный архив

Смешанный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

Однородный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

 

  Одноголосные ноты

 

  Сборники

 

 

 



 

 

Оглавление

Г л а в а   т р е т ь я

ПРИЕМЫ  СТРОЯ


 

Мы знаем уже, что в отношении строя дирижер воздействует на певцов в двух взаимно противоположных направлениях: в сторону либо повышения, либо понижения звука — этому соответствуют четыре главных приема-управления:

прием повышения для певца,

прием повышения для хоровой партии,

прием понижения для певца,

прием понижения для хоровой партии.

Если певец «не строит» со своей партией, т. е. не сливается с ней в точный унисон, а чуть-чуть «понижает», то дирижер делает ему указание с помощью приема повышения: маленький напряженно-восходящий жест левой руки. Жест этот должен быть по времени коротким и относиться только к тому певцу, который понижает. Нужен дополняющий движение взгляд: слегка поднимающиеся брови при еле заметном выпрямлении головы. Прием этот, как и все другие приемы управления, должен быть заранее разъяснен певцам и усвоен ими.

Отдельный певец, понижая, портит только частный строй своей партии. Если же понижает целая партия, то она портит уже общехоровой строй. Прием повышения для хоровой партии более сложен и заметен. Большую роль в нем играет взгляд и мимика дирижера. Естественно, что дирижер при нестройном аккорде обращает взгляд к той партии, по вине которой это происходит. Также естественно, что нестройный аккорд вызывает в дирижере острое ощущение неудовлетворенности. Для хоровой партии, портящей аккорд, будут поэтому понятны немного нахмуренные брови, острый (но отнюдь не злой) взгляд и слегка напряженное выражение лица дирижера, сопровождаемые медленным восходящим движением левой руки и восходящими, подтягивающими движениями правой. Прием не должен быть длительным, иначе утратится его острота. Лучше применить его, если потребуется, два раза с промежутком в 2—3 секунды, нежели излишне удлинять. (При еле заметных понижениях достаточно бывает и одного восходящего движения левой руки.)

Следующие два приема применяются при необходимости воздействия в сторону понижения.

Левая рука делает небольшое напряженное нисходящее движение; еле заметное наклонение головы — таков прием понижения для отдельного певца. Жест должен быть коротким и направленным только в сторону того певца, который повышает.

Приблизительно таков же прием понижения и для целой хоровой партии. Та же левая рука с выгнутой ладонью и со слегка закругленными пальцами делает напряженное нисходящее движение (как бы надавливая); этому сопутствует легкое наклонение головы.

Отметим, что певцы, особенно малоопытные, очень туго идут на изменение высоты звука, на его понижение или повышение. Разъяснения и тренировка в этом направлении настоятельно необходимы. Научившись изменять высоту звука, певцы почти всегда впадают в ошибку, нарушающую ансамбль, сопровождая повышение звука усилением и понижение — стиханием. Для устранения этой ошибки дирижер повторными упражнениями должен приучить певцов повышать звук без его усиления и понижать без стихания.

 

 

 

 

 

 

 

© 2003–2017 Horist.ru

При копировании материалов ссылка на www.horist.ru обязательна