Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
В предлагаемой книге под словом хор я разумею исключительно хор без
инструментального сопровождения — хор a cappella, которому всецело
посвящен настоящий труд. Хор a cappella представляет собой полноценное
объединение значительного числа человеческих голосов, способное
передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств,
выраженных в исполняемом сочинении.
Хор a cappella имеет свою древнюю школу, которая в XVI столетии достигла
высокого развития; об этом можно судить по сохранившимся творениям
таких великих мастеров, как Палестрина, Жоскин де Прэ и др.
Я отнюдь не претендую на то, что мне удалось полностью разрешить все
поставленные в настоящем труде вопросы хороведения и хороуправления;
осветив эти вопросы в общих чертах, я призываю новое дирижерское
поколение принять участие в дальнейшей их разработке. Я вынужден был
работать над книгой без подсобных материалов: их нет, если не считать
не имеющих специально хорового уклона по вопросам музыкальной формы,
фразировки и т. п.
В основу труда я положил свои наблюдения за многие годы практической
работы, ставя своей задачей теоретическое обоснование проверенных на
практике выводов.
В предлагаемой книге не следует, однако, искать каких-либо строго
научных положений. Целью моей было закрепить и систематизировать
достигнутое многолетней практикой. Я хотел, главным образом, облегчить
начинающим дирижерам тот путь, который прошел сам.
Пусть эта моя работа положит начало развитию хоровой науки.
*
Книга разделяется на две части: 1-я — хор (хороведение); часть 2-я —
управление им (хороуправление).
Первая часть имеет задачей разрешить три главных вопроса: 1) что такое
хор, 2) каковы элементы хоровой звучности и 3) каковы способы выявления
и выработки этих элементов. Задача второй части — определить
практические приемы управления хором.
Многолетний труд, посвященный исследованию изложенных в настоящей книге
материалов и обработке их, я буду считать не напрасным, если он принесет
пользу молодым хоровым дирижерам и явится вкладом в будущую науку о хоре
и управлении им.
Книгу эту я посвящаю памяти моего учителя и друга Степана Васильевича
Смоленского, выдающегося музыканта и всесторонне образованного человека.
Он явился учителем целой плеяды хоровых мастеров, многие из которых и
сейчас работают в нашей стране.
С чувством благодарности не могу не назвать здесь имя скромного,
бескорыстного энтузиаста хорового искусства К. И. Клугена, помогавшего
мне на протяжении многих лет в работе над этой книгой.
П. Чесноков
|