Нотный архив

Смешанный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

Однородный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

 

  Одноголосные ноты

 

  Сборники

 

 

 



 

 

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

В предлагаемой книге под словом хор я разумею исключительно хор без инструментального сопровождения — хор a cappella, которому всецело посвящен настоящий труд. Хор a cappella представляет собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении.

Хор a cappella имеет свою древнюю школу, которая в XVI столетии достигла высокого развития; об этом можно судить по сохранившимся творениям таких великих мастеров, как Палестрина, Жоскин де Прэ и др.

Я отнюдь не претендую на то, что мне удалось полностью разрешить все поставленные в настоящем труде вопросы хороведения и хороуправления; осветив эти вопросы в общих чертах, я призываю новое дирижерское поколение принять участие в дальнейшей их разработке. Я вынужден был работать над книгой без подсобных материалов: их нет, если не считать не имеющих специально хорового уклона по вопросам музыкальной формы, фразировки и т. п.

В основу труда я положил свои наблюдения за многие годы практической работы, ставя своей задачей теоретическое обоснование проверенных на практике выводов.

В предлагаемой книге не следует, однако, искать каких-либо строго научных положений. Целью моей было закрепить и систематизировать достигнутое многолетней практикой. Я хотел, главным образом, облегчить начинающим дирижерам тот путь, который прошел сам.

Пусть эта моя работа положит начало развитию хоровой науки.
 

*

 

Книга разделяется на две части: 1-я — хор (хороведение); часть 2-я — управление им (хороуправление).

Первая часть имеет задачей разрешить три главных вопроса: 1) что такое хор, 2) каковы элементы хоровой звучности и 3) каковы способы выявления и выработки этих элементов. Задача второй части — определить практические приемы управления хором.

Многолетний труд, посвященный исследованию изложенных в настоящей книге материалов и обработке их, я буду считать не напрасным, если он принесет пользу молодым хоровым дирижерам и явится вкладом в будущую науку о хоре и управлении им.

Книгу эту я посвящаю памяти моего учителя и друга Степана Васильевича Смоленского, выдающегося музыканта и всесторонне образованного человека. Он явился учителем целой плеяды хоровых мастеров, многие из которых и сейчас работают в нашей стране.

С чувством благодарности не могу не назвать здесь имя скромного, бескорыстного энтузиаста хорового искусства К. И. Клугена, помогавшего мне на протяжении многих лет в работе над этой книгой.

 

П. Чесноков

 

 

 

 

 

 

 

© 2003–2017 Horist.ru

При копировании материалов ссылка на www.horist.ru обязательна