Нотный архив

Смешанный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

Однородный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

 

  Одноголосные ноты

 

  Сборники

 

 

 



 

 

Оглавление

Ч а с т ь   в т о р а я

Х О Р О У П Р А В Л Е Н И Е


___________________________________________________

В в е д е н и е


ЧТО ЗНАЧИТ УПРАВЛЯТЬ ХОРОМ

 

Представим себе, что перед нами находится хор, готовый через минуту-две начать исполнение какого-либо сочинения. Будем внимательно наблюдать за дирижером и разнообразными приемами его воздействия на хор.

Мы увидим, что, войдя на свою эстрадку, дирижер обводит взглядом весь хор. Мы замечаем, как под влиянием этого взгляда хор становится более собранным, образуя нечто компактное, цельное; наступает глубокая тишина, водворяется атмосфера сосредоточенной серьезности. Объединяемый и настраиваемый внимательным взглядом дирижера, хор все больше и больше готов подчиняться его воле.

Этот первый момент, из которого вытекает все дальнейшее, чрезвычайно значителен.

Установив взаимную связь с хором и доведя ее до известной степени напряжения, дирижер протягивает руки немного вперед. Продержав их в таком положении секунды две-три, он делает ими плавное движение не то вверх, не то в стороны, и мы слышим, как по хору проносится еле уловимое шуршание; одновременно мы видим, что фигуры певцов выпрямились. Подготовительный момент заканчивается; одновременно со следующим движением дирижера хор начинает дружно и стройно петь.

Наблюдая дирижера до начала пения, мы убедились, что он проделал что-то настолько нужное, что без этих предварительных его действий не последовало бы, вероятно, и такого дружного начала пения.

После того как пение уже началось, мы замечаем, что дирижер делает какое-то движение в сторону альтовой партии, и эта партия, обратившая на себя наше внимание не то слишком сильным, не то неправильным звуком, — чуть сократила свой звук и, слившись в одно целое со всем хором, улучшила общую звучность. Вслед за этим дирижер обратился к басовой партии, потом сделал какое-то восходящее движение в сторону сопрановой партии, и та, как-то подтянув, чуть повысив звук, влилась в хор, улучшая стройность и цельность его звучности. Уравновесив звучность отдельных партий, дирижер начал обращаться с различными движениями, то возбуждающими, то успокаивающими, уже ко всему хору, и мы увидели, как хор, воспринимая эти указания дирижера, выполнял разнообразные нюансы. Полилось уравновешенное, стройное и выразительное пение.

Присмотревшись к дирижеру более пристально, мы заметим, что он не только управляет хором, но является в то же время и исполнителем сочинения, заботясь об установке темпа и изменениях его в подвижных нюансах, о сохранении точной ритмики, установлении музыкальной перспективы, оживлении исполняемого чеканной дикцией и пр. и пр. Устанавливая и регулируя хоровую звучность, дирижер в то же время добивается правильного воспроизведения сочинения в целом.

Если бы дирижер не сумел этого добиться, то возникла бы только хорошая хоровая звучность, а исполнение сочинения было бы неизбежно испорчено.

Наблюдая воздействие дирижера на хор в этих двух направлениях, мы не можем не обратить внимания на те средства, какими он это воздействие осуществляет, на его жесты и мимику. И жесты и мимика дирижера просты, естественны и понятны, их нельзя не воспринять, им нельзя не подчиниться.

Наряду с этим в действиях дирижера мы ощущаем некий нерв, который и придает исполнению настоящий художественный колорит, движение и горение.

Из наших наблюдений вытекает, что управлять хором — это значит:

1) уметь перед исполнением привлечь внимание хора, настроить его, установить с ним связь, обеспечивающую тонкое взаимное понимание;

2) уметь правильно сделать прием вступления;

3) уметь создавать, поддерживать и совершенствовать хоровую звучность;

4) уметь правильно толковать и освещать исполняемое сочинение;

5) уметь дирижировать так, чтобы все движения, жесты и мимика ясно выражали внутренние переживания дирижера;

6) вызывать в себе необходимый подъем, регулируемый чувством художественной меры.
 

 

 

 

 

 

 

 

© 2003–2017 Horist.ru

При копировании материалов ссылка на www.horist.ru обязательна