Нотный архив

Смешанный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

Однородный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

 

  Одноголосные ноты

 

  Сборники

 

 

 



 

 

Об отпевании пьяниц и самоубийц

 

Выдержки из «Настольной книги священно-церковнослужителя»

С. В. Булгакова, стр. 1351–1352

 

Относительно погребения скоропостижно умерших от излишнего употребления вина Правительствующим Сенатом, согласно мнению Св. Синода, определено (10 июля 1881 г.), что к лицам, намеренно лишившим себя жизни, не могут быть отнесены погибающие случайно от злоупотреблений крепкими напитками (опившиеся) (см. Ц. В, 1881, 41).

Умершие от запоя — опившиеся водкой — не могут быть отнесены к разряду самоубийц, а потому должны быть удостаиваемы погребения по обряду Православной церкви. Казалось бы, что опившегося к разряду умышленных самоубийц можно бы было отнести, по крайней мере, тогда, когда положительно дознано, что он пил именно с тем, чтобы лишить себя жизни, и что мысль о самоубийстве родилась у него и созрела еще в трезвом состоянии; но в этом случае нельзя сравнивать вину самоубийцы-опойцы с виною всякого другого умышленного самоубийцы, ибо смерти от перепоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству, например, выстрела, ножа и прочего, а отсутствие сознания в минуту смерти у преступника, хотя бы пред тем и задумавшего лишить себя жизни, является обстоятельством, лишающим такого рода самоубийство преступного характера; если же предположить, что у опившегося явилась мысль о самоубийстве уже в состоянии опьянения, под влиянием его, то такого самоубийцу должно, очевидно, считать поднявшим на себя руки вне ума (14 пр. Тим. Алекс.), во временном беспамятстве (1472 ст. Ул. о нак.). Если самоубийство учинено в припадке безумия или сумасшествия, то тело такового самоубийцы для отпевания вносится в церковь, и при погребении и поминовении таких самоубийц соблюдается полный православный обряд (Ц. В. 1891, 31; см. также Кур. Е. В. 1872, 9).

Тела самоубийц, предварительно освидетельствованные гражданской властью, погребаются потом по обрядам Православной церкви или лишаются христианского погребения.

Порядок действия в подобных случаях следующий:

1) Когда окажется труп скоропостижно умершего, следовательно, и самоубийцы, требуется, чтобы по этому поводу было произведено исследование, и до совершения исследования погребение трупа запрещается.

2) Исследование начинается полицией и в некоторых случаях ею же и оканчивается, а в других — сопровождается судебно-медицинским осмотром.

3) По исследовании самоубийство может оказаться бессознательным и нравственно невменяемым или сознательным и нравственно вменяемым. В первом случае самоубийца удостаивается христианского погребения, а во втором случае лишается такового погребения (см. Практ. Рук., 299–300 стр.; Тобол. Е. В. 1895, 6).

 

___________________

 

Примечание. О том же говорит книга «Практическое руководство при совершении приходских треб» (стр. 214 и 230), сост. свящ. Н. Сильченков.

Заочное же отпевание возникло как результат гонений на Церковь, когда большинство верующих, скончавшихся в ссылках или расстрелянных в тюрьмах, не могло быть отпето очно. Последнее было разрешено совершать приходскому духовенству специальным постановлением Свящ. Синода при митрополите Сергии (Страгородском) 28 мая 1930 года. Совершается заочное отпевание только в случае недоступности по какой-либо причине тела умершего для совершения полноценного обряда очного отпевания.

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2003–2017 Horist.ru

При копировании материалов ссылка на www.horist.ru обязательна