Нотный архив

Смешанный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

Однородный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

 

  Одноголосные ноты

 

  Сборники

 

 

 



 

 





Руководство по сканированию нот

 

В Интернете на сегодняшний день существует множество сайтов, предлагающих для скачивания ноты и другие материалы. Но, к сожалению, со многих страничек ноты брать совсем не хочется: сканированные партитуры грязные, косые, разного размера, отсканированы в «сером» режиме, сохранены в несжатом TIFF-формате или в формате JPEG, предназначенном в основном для цветных изображений, и т. п.

В данном «Руководстве» я поделюсь с вами своим опытом сканирования и публикации нот в Интернете, потому как мне не хочется, чтобы ваша веб-страничка превратилась в своеобразную нотную интернет-помойку, уподобляясь некоторым не самым маленьким нотным архивам в Сети...

Для работы я использую сканер HP-3690 с максимальным разрешением 1200x1200 (максимальное разрешение нам не пригодится), а для обработки полученных файлов — программы Photoshop 7.0 и ACDSee 7.0. Все пошаговые инструкции будут даваться мной на основе интерфейса вышеназванных программ; в других программах сканирования и редактирования изображений меню может значительно отличаться от меню Photoshop и ACDSee , но сути дела это не меняет.

В программе сканирования «Директор HP» выбираем «Параметры» — «Параметры сканируемых изображений» — «Параметры сканирования» и устанавливаем разрешение сканирования 600 пикселей/дюйм. Увеличение разрешения более 600 dpi не имеет смысла, поскольку это никак не сказывается на качестве распечатанных нот. Если выбрать разрешение менее 600, то после распечатки сканированного файла не будет 100 % соответствия с оригиналом (если очень придираться). Большинство нот в Интернете выложены с разрешением 300 dpi, которое вполне приемлемо, но нам с вами ведь нужно КАЧЕСТВО!

Формат вывода выбираем «чёрно-белое (1 бит)» — «Применить». Сканировать необходимо в формате вывода «чёрно-белое (1 бит)». Если сканировать в формате вывода «256 оттенков серого», мы получим следующее изображение. Вам нравится? :-) И это при не очень грязной бумаге оригинала; бывает и ещё страшнее! :-) Об объёме получающихся файлов и говорить не стоит. В формате вывода «256 оттенков серого» иногда есть смысл сканировать блеклые рукописные ноты, чтобы не утерять какие-то плохо прописанные участки, в ущерб чистоте листа. Но для сканирования печатных партитур должен применяться ТОЛЬКО чёрно-белый формат.

Далее нажимаем вкладку «Сохранить настройки» и выбираем «Изображение TIFF (сжатое)» — «Применить».

В меню «Параметры» нажимаем вкладку «Предпочтения для сканирования» — «Авто» и снимаем галочку «Автоматически выравнивать сканируемые изображения». Сделать это необходимо потому, что программа автоматически «выравнивает» изображения по своему, непонятному нам алгоритму, и в итоге картинка почти всегда получается отсканированной с перекосом.

Далее кликаем мышкой на закладке «Просмотр» и ставим галочку «Показать предварительное изображение при сканировании изображений из Директора HP» — «Применить». Лампа сканера будет предварительно быстро сканировать изображение, и мы сможем выбрать нужную область сканирования и размер картинки, выровнять лист на стекле, настроить порог чёрно-белого и другие параметры.

Теперь можно выйти из окна настроек и нажать в «Директоре HP» кнопку «Сканировать изображение»; сканер покажет нам предварительное изображение для сканирования. Первое, что необходимо сделать, это выровнять лист, если он лежит с перекосом. Делать это необходимо именно сейчас, поскольку при повороте уже отсканированного изображения в «Фотошопе» заметно теряется качество картинки. Со временем вы набьёте руку и будете сразу класть лист на стекло сканера как надо, даже если изображение напечатано с сильным перекосом.

Выровняв лист, выбираем мышкой область сканирования. В левом нижнем углу программа покажет размер выбранной области («Размеры на выходе»). Эти размеры желательно записать или запомнить, чтобы применить для последующих сканируемых листов: в многостраничной партитуре все листы должны быть одинакового размера, — мы ведь делаем КАЧЕСТВЕННЫЕ сканы!

Далее настраиваем порог ч/б. Если довериться автоматической настройке программы (в данном примере ч/б 125), получим что-то типа этого. Думаю, часа за 2 такую партитуру в «Фотошопе» очистить вполне реально. У вас есть лишних 2 часа на каждую страницу? :-) Нет? Тогда устанавливаем порог ч/б 90 и получаем вот что. Видите разницу?! Нам останется затем совсем немного почистить получившийся скан в «Фотошопе», и почти всё будет готово. Чтобы с первого раза устанавливать нужный порог чёрно-белого, необходим определённый навык, который приобретается со временем. А на первых порах надо поэкспериментировать с разными оригиналами и порогами ч/б. Канал сканирования я обычно выбираю зелёный, хотя можно попробовать и другие. Теперь можно нажать кнопку «Принять» и по окончании сканирования приступать к окончательной обработке получившегося файла.

Да, вот ещё что. Если вы сканируете партитуру, в которой на первой (или последней) странице нужна только часть произведения (начало его или конец), сканировать необходимо всё равно страницу полностью, а затем в «Фотошопе» или вырезать ненужное, или залить белым. Это займёт 30 секунд. Зато человеку, скачавшему эти ноты, не составит труда их распечатать в нормальном виде. Дело в том, что многие печатают файлы из «Программы просмотра изображений и факсов» Windows, а в ней (и во многих других программах) нет возможности двигать изображение по холсту. То есть эта картинка, во первых, получится на альбомном развороте и будет сильно увеличена. Чтобы распечатать её в нормальном виде, необходимо открыть, например, в «Фотошопе», выбрать «Печать с просмотром» и затем подвинуть изображение с центра холста в его верх. Поверьте, большинство посетителей вашего сайта даже не догадываются об этой процедуре и получают, например, все ноты в нормальном виде, а первую или последнюю страницы в лошадином размере и ещё повёрнутыми набок. Да и зачем напрягать даже продвинутых пользователей, которые знают, как можно выйти из положения, если можно всё сделать самому по-человечески. Ноты выкладываются в Интернет на многие годы, может, даже десятилетия, и пользоваться ими будут тысячи человек, поэтому несколько минут, потраченные автором сайта на обработку материала, отзовутся потом добрым словом в его адрес в устах людей.

Ну что ж, теперь можно приступать к окончательной обработке полученного файла. Открываем его в «Фотошопе» и стираем ластиком или закрашиваем белой кистью все помарки, кляксы и карандашные надписи на партитуре (если таковые имеются). Если имеются пропуски нотных линеек или пробелы в тексте и нотах, их также можно аккуратно подрисовать тонкой чёрной кистью. Внизу партитуры неплохо бы подписать адрес своего сайта (если, конечно, ноты выкладываются на сайт :-), чтобы человек не забывал, откуда скачаны ноты. Согласитесь, не очень-то удобно держать в голове или хранить в отдельном списке всю эту информацию, которая порой бывает необходима. Больше в «Фотошопе» ничего делать не надо. Ни в коем случае не нужно уменьшать размер картинки или «Сохранять для Web», иначе вся наша работа пойдёт насмарку: мы ведь выкладываем ноты в Сети не просто для просмотра и ознакомления, а для того, чтобы человек смог распечатать наши файлы на лазерном принтере с отличным качеством. Поэтому закрываем «Фотошоп», положительно ответив на предложение программы сохранить наши изменения (естественно, в том же TIFF-формате), и открываем файл в самой известной и распространённой программе-просмотрщике и редакторе изображений ACDSee 7.0.

Если сканированных файлов несколько, их желательно объединить в один многостраничный TIFF-файл: в таком виде значительно удобнее и хранить файлы, и работать с ними. Можно, конечно, перевести все сканированные страницы в один PDF-файл, но учтите, что при конвертации в PDF несколько теряется качество изображения, правда, совсем немного.

Работаем дальше. Открыв файл (если их несколько, то любой) в программе ACDSee 7.0, нажимаем иконку «Обзор», выбираем слева в окошке папку, где лежат наши файлы, выделяем мышкой необходимые для объединения файлы, выбираем в меню «Инструменты» — «Конвертировать файл». В открывшемся списке форматов выбираем TIFF и нажимаем кнопку «Назначения формата». Здесь обязательно в списке Compression нужно выбрать CCITT 4 Group 4 (это лучший вид сжатия: степень компрессии CCITT 4 примерно в 2-3 раза выше, чем у LZW), нажать «ОК» и «Далее». В следующем окошке указываем папку для сохранения результата и опять жмём «Далее». В следующем окне надо выбрать «Все страницы» и «Объединить», нажать Start Convert и «Готово».

Вот и всё. Если файл у нас один, вся процедура проделывается аналогично, за исключением нажатия кнопки «Объединить», поскольку объединять нам в таком случае нечего. Вот результат нашей работы. В этом примере, правда, только одна страница. На случай многостраничного TIFF-файла в любой программе-просмотрщике есть кнопочки-стрелочки для листания страниц многостраничного TIFF (не путать со стрелками для поочерёдного просмотра разрозненных файлов).

Удачной работы!

 

Вадим Ситников

 




 

© 2003–2024 Horist.ru

При копировании материалов ссылка на www.horist.ru обязательна