Нотный архив
Смешанный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Однородный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Одноголосные ноты
Сборники
|
О поминовении усопших в праздники
Епископ Афанасий
(Сахаров)
Как-то в беседе с одним святителем мы
коснулись вопроса о поминовении усопших в праздники. По поводу
высказанных мною суждений по этому вопросу мой собеседник укоризненно
заметил: «Очевидно, Вам не приходилось хоронить близких, поэтому Вы так
и возражаете против праздничного поминовения усопших». Это замечание
весьма смутило меня, так как, действительно, до этого времени мне не
приходилось хоронить близких.
В ноябре 1930 г. скончалась моя мать. Это
была первая и единственная незаменимая утрата, тем более тяжёлая, что
мне не судил Господь быть ни при одре, ни при гробе почившей, и в моём
невольном уединении не с кем было поделить моё горе. А горе было так
велико, переживания были так тягостны, что письмами своими я перепугал
своих друзей. В моём одиночестве единственным облегчением скорби,
единственным утешением было богослужение. Господь именно с этого времени
дал мне возможность совершать и литургию. Известие о кончине было
получено в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начало
первого сорокоуста совпало с попразднством. Затем были праздники.
Поэтому лишь на 9-й литургии было в первый раз пропето «Со святыми
упокой» и произнесена заупокойная ектения. В 40-й день не было панихиды
и никаких заупокойных молений, так как это был первый день Рождества
Христова. За первым сорокоустом Господь помог мне совершить ещё пять. И
во всё это время, совпавшее с периодом пения Триодей Постной и Цветной,
не было сделано ни одного отступления от Устава в сторону усиления
заупокойных молений. При всём том не было чувства какой-либо
неудовлетворённости, не замечалось какого-либо ущерба, а сыновняя любовь
находила полное удовлетворение в принесении бескровной жертвы в память
усопшей и в тайном поминовении её имени в важнейшие моменты литургии.
Поэтому теперь, излагая церковные правила поминовения, я не боюсь уже
укора подобного тому, какой сделан был мне раньше, и со всею
решительностью утверждаю, что только послушание Святой Церкви,
подчинение её уставам может дать подлинное облегчение скорби, утешение в
горе и полное удовлетворение потребности молиться о любимых.
Знаю, что по поводу моих высказываний в
предлагаемой статье мне скажут: «Может быть, верно, что Вы говорите.
Может быть, многое в современной церковно-богослужебной практике
поминовения усопших является отступлением от церковного Устава. Но к
этому у нас уже ПРИВЫКЛИ, и отступление от установившихся, хотя бы и
противоуставных порядков может вызвать смущение не только среди мирян,
но и среди духовенства, и может даже грозить новым расколом».
К сожалению, это в значительной мере
справедливо. И главная наша беда в том, что у нас всё меньше остаётся
знатоков устава, какие бывали в допетровской Руси не только среди
духовенства, но и среди мирян. Теперь уставным считают не то, что
действительно соответствует букве и духу церковного Устава, а то, к чему
привыкли, как к УСТАНОВИВШЕМУСЯ. Но следует ли отсюда, что со всем этим
надо мириться, что опасение чеховского «человека в футляре», «как бы
чего не вышло» надо поставить выше необходимости принятия неотложных мер
против беззаконного нарушения и искажения церковно-богослужебных
законоположений и что надо отказаться от попыток вернуть в законное
церковное русло далеко уклонившуюся от него современную
церковно-богослужебную практику? Конечно нет! К сожалению, самочинные
эксперименты печальной памяти обновленцев затормозили и чрезвычайно
осложнили необходимое, неотложное дело упорядочения нашего богослужения.
Поэтому теперь его надо начинать с особой осторожностью и
осмотрительностью. Нужна долгая и основательная подготовка как среди
мирян, так и среди духовенства. Нужна большая предварительная
разъяснительная работа...
|