Нотный архив

Смешанный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

Однородный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

 

  Одноголосные ноты

 

  Сборники

 

 

 



 

 

Успенский собор Тульского кремля

Тула,  ул. Менделеевская, 8

GPS: N 54.194920, E 37.620218


Успенский собор Тульского кремля

По предположению исследователей, в середине вновь построенного в 1520 г. каменного кремля находилась первоначально деревянная церковь. В 1626 г. эта церковь носила название Архангельского собора и имела придел в честь Василия Парийского. В 1684—1685 гг. была построена первая каменная церковь и при ней небольшая колокольня. Новый собор назывался Успенским и имел два придела: Архистратига Гавриила и Тихона Амафунтского.

Ныне существующий собор построен в 1762—1766 гг. Имя талантливого зодчего, создавшего собор, не сохранилось. В 1767 г. с правой стороны собора был освящен придел во имя Святого Иоанна Златоуста, упраздненный в 1799 г. В 1772 г. к западу от собора начата постройка четырехъярусной, с высоким позолоченным шпилем, колокольни (с часами) по проекту архитектора Праве. Колокольня закончена после 1781 г. Под колокольней находился небольшой храм в честь Святого Тихона Амафунтского (1778 г.) с приделом Святого Иоанна Златоуста (1853 г.). В 1913 г. в Тихоновом приделе временно совершали богослужение единоверцы города Тулы. Колокольня сгорела и разобрана в 1936 г.

Успенский собор Тульского кремля (старое фото)

Архитектурный план храма предельно ясен и монументален: над мощным и почти кубическим объемом возвышаются пять широко и свободно поставленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объему примыкает низкий алтарь с выступающей закругленной апсидой.

С простым объемным построением храма резко контрастирует его богатое декоративное оформление в нарядных формах русского барокко. Все фасады собора покрыты сплошным узорчатым ковром насыщенного декоративного убранства. Внутреннее пространство собора представляет собой высокий просторный светлый зал с четырьмя столпами, несущими своды. Хорошие пропорции и большая высота придают ему торжественный и величественный вид.

Успенский собор примечателен не только по архитектурному исполнению, но и по своей уникальной внутренней стенной росписи. Собор был расписан в 1765—1767 гг. «града Ярославля посадскими людьми стенного писания». Фрески замечательны и по технике исполнения и по художественному стилю, а особенно по глубине и содержательности тематики. Эта роспись — последнее и совершеннейшее создание мастеров русского фрескового письма. Ярославские мастера живописи в Туле повторили прекрасные настенные росписи церкви Святого Пророка Илии своего родного города.

 Находясь в зависимости от ярославских подлинников, фрески тульского Успенского собора имеют свои особенности как в отношении изображений, так и в стиле писания. Фресковая живопись, обычно носящая традиционный характер, в Успенском соборе отразила новые декоративные особенности (костюмы, палаты, ландшафты) и новые эстетические запросы XVIII века.

Из всей стенной живописи собора особенно следует выделить картины, составляющие два определенных тематических комплекса: семь картин, изображающих Вселенские соборы; четыре картины на западной стене храма, передающие содержание книги «Песнь песней».

О последних картинах необходимо сказать подробнее. Передать в красках (иллюстрировать) книгу повествовательного содержания не всегда бывает легко, а изобразить в картинах книгу поэтически-аллегорического направления (какой и является «Песнь песней») — удел немногих художников. Перед живописцами стояли задачи не только изобразить известные персонажи, но и отыскать самим для себя, а затем преподнести зрителям единство основной идеи текста, сконцентрировать в четырех картинах восемь глав труднейшей для понимания книги, которая, по выражению проф. А. А. Олесницкого, явилась «неуловимой загадкой, предложенной человеческому духу Духом Абсолютным».

С этими задачами ярославские мастера блестяще справились: картины отличаются художественным вкусом по своей композиции, мастерством исполнения и глубиной понимания текста. Уже само избрание темы живописи — книги Библии, никогда не читаемой в церкви, — свидетельствует о широте и самобытности ярославских и тульских создателей архитектурно-художественного памятника.

Книга «Песнь песней», допускающая различные толкования ее текста, в фресках Успенского собора приобретает еще и новое, принципиально отличающееся от других, раскрытие ее основной идеи. Богословский экзегес библейской книги выносится на стены храма, а фрески наглядно изъясняют символику духовного союза Христа-искупителя и учрежденной им Церкви.

Большую художественную ценность представляет деревянный резной золоченый шестиярусный иконостас, сделанный тульскими резчиками.

Внутри собора с правой стороны около амвона, у стены, погребен архиепископ Никандр (Покровский, умер в 1893 г.), управлявший епархией более 30 лет.

Собор являлся свидетелем многих исторических событий нашей Родины: из собора после напутственных молитв ратные люди уходили на сражение с врагами, в нем же проходили встречи воинов после побед русского оружия.

В соборе хранились исторические реликвии: три знамени тульского ополчения 1812—1814 гг. и одиннадцать знамен войск, принимавших участие в крымской кампании 1855—1856 гг.

Собор возвращен верующим; в нем регулярно проводятся богослужения.

 

Из книги Р. Р. Лозинского
«Страницы минувшего»

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2003–2017 Horist.ru

При копировании материалов ссылка на www.horist.ru обязательна