Нотный архив
Смешанный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Однородный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Одноголосные ноты
Сборники
|
Значение дней 3-го, 9-го и 40-го от смерти усопшего
Особенные дни поминовения всех усопших
Святая Православная Церковь как попечительная мать ежедневно на всех Богослужениях возносит моления за всех, отшедших в страну вечности, чад своих; на полунощнице читаются тропари и молитвы за усопших, и на ектении, в конце ее, они поминаются; также и на повечерии. На утрене и вечерне поминаются усопшие на так называемой сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже». На литургии поминаются трижды и на проскомидии, на ектении после Евангелия и по освящении Честных Даров, когда поют: «Достойно есть яко воистину...» Затем для молитв за умерших назначен еще один день в седмице
— суббота, в которую полагается заупокойная служба, исключая праздники, если случатся в этот день.
Святая Церковь, молясь постоянно о всех прежде почивших отцах и братиях наших, совершает, также по нашему благочестивому желанию, частное молитвенное поминовение о каждом усопшем сроднике или
близком нашем в дни памяти их, но особенно в важные дни по кончине их: третий, девятый и сороковой. Поминовение в эти дни есть предание Апостольское и установлено по следующим причинам.
В третий день, во-первых, потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице, и хранил невредимую веру, принятую во святом крещении; во-вторых, потому, что он сохранил три богословские добродетели, служащие основанием нашего спасения, именно: веру, надежду и любовь; в-третьих, потому, что существо его имело три внутренние силы
— разумную, чувствовательную и желательную, которыми все согрешаем, и так как действия человека выражаются трояко: делом, словом и помышлением, то тридневным поминовением мы умоляем
Святую Троицу, да отпустит усопшему все согрешения, сделанные им помянутыми тремя силами и действиями. Кроме такого богословского значения поминовения усопших в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда св. Макарий Александрийский просил
ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения в третий день, то
ангел отвечал ему:
«Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее
ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней
ангелами, ходить на земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих».
В девятый день Святая Церковь совершает молитвы и Бескровную Жертву об усопшем, чтоб душа его удостоилась быть причтенною к лику святых молитвами и предстательством девяти
ангельских чинов. Св. Макарий Александрийский по откровению ангельскому говорит, что «после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители
святых и
красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений
святых она начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне, сколько я суетилась в том мире. Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной». По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится
ангелами на поклонение Богу».
Основываясь на предании
апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древний обычай иудеев оплакивать умерших сорок дней, Святая Церковь справедливо и благочестно с древнейших времен постановила правилом творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней и особенно в сороковой день. Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так точно и Святая Церковь, принося в продолжение
сорока дней молитвы, милостыни и Бескровные Жертвы об усопшем, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие Царство Небесное. Св. Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии
души человеческой по смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные от деления ада и разнообразные нечестивых мучения, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения». Велик сей день для почившего, ибо решается участь его до Страшного Суда Божия, а по сему справедливо заповедует Святая Церковь прилежную молитву в сей день об усопшем.
Поминовение усопших в первое время по кончине важно и необходимо и потому, что облегчает душе усопшего переход от земли на
небо по так называемым мытарствам. Св. Кирилл Александрийский говорит: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны,
Воинства и Силы Небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел. Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у
ангелов Божиих; но, будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту, она встретит мытарства, как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины, кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному. На каждом из сих мытарств востребуется отчет в особенных грехах».
Молитва из Последования по исходе души от тела
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя рек), и, яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и
потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко
Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси
Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем
Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.
|