Нотный архив
Смешанный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Однородный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Одноголосные ноты
Сборники
|
Доля певчих
Журнал
«Хоровое и регентское дело», 1909 год
Печатается с сокращениями
Церковные певцы были всегда бесправными существами. На них всегда
смотрели как на людей, занимающихся каким-то маленьким, едва ли
кому-нибудь нужным делом. Певчие всегда и во всем были на заднем плане;
с них только всегда требовали все, начиная с о. о. настоятелей, ключарей
и старост и кончая чуть ли не сторожами. Случится какое-нибудь церковное
торжество (престольный праздник, освящение храма и т. п.) — начинают
думать о том, как и кого пригласить, чем угостить, где посадить; и
приглашают, и сажают всех до псаломщиков включительно; забывают только о
певчих, а если кто и вспомнит о них, то вопрос разрешается очень просто:
«Дайте им рублей десять на угощение!», — и эти гроши бросаются хору чуть
ли не с пренебрежением. А между тем, в празднуемом торжестве певчие
сыграли громадную роль, придав ему своим пением характер величия и
создав праздничное настроение. Но ведь певчие нужны лишь за службой, в
церкви, а затем — к чему они? Разве только для того, чтобы пропеть за
столом кому-нибудь здравицу... Ну, позвать их на минуту, пусть пропоют и
уходят; певчие, регент?.. Стоит ли о них думать! А эти певчие трудились
больше всех: их мучили на спевках, их заставили стоять несколько часов
кряду, им все только приказывали: но никто не подумал он них, как о
людях, приносящих в десять раз больше пользы, чем разные правители,
секретари и экономы. Обо всех думают, только о певчих — никогда. Тому —
квартира, другому — прибавка жалования, третьему — наградные, четвертому
еще что-нибудь, а о певчем никто и не вспомнит; о нем вспоминают лишь
тогда, когда нужен его труд. Не хватает в церкви средств, на чём
соблюсти экономию? Конечно, на певческом жаловании: сократить хор,
уволить несколько человек. Нужны в церковь новые облачения, утварь — где
взять денег? Оттянуть от певчих.
Словом, певчий вспоминается лишь тогда, когда его нужно унизить,
обезличить, дать ему грош «на чай», вычесть из его жалования. И певчий
всегда влачил жалкое существование, он всегда чувствовал себя забитым,
униженным; он боялся взоров настоятеля и др. духовенства, он не смел
войти в «приличный» дом дальше передней, он чувствовал и видел, как им
гнушаются, как его третируют, и со злости, с горечи, для забвения, он
пил, ругался, дебоширствовал, унижался, проклинал и плакал... И таким
образом создался тип певчего пьяницы-оборванца.
Так было всегда. Таково положение, за редкими исключениями, и теперь. И
сейчас еще духовенство не хочет видеть в регентах и певчих равных себе
интеллигентных тружеников, служащих одному, общему, в высшей степени
полезному делу религиозного воспитания народа. И сейчас еще церковные
старосты не отличают певчих от церковных сторожей, купцы потешают свою
плоть пением церковного хора за столом, и судьба регентов и певчих
зависит от капризов настоятелей и старост /.../
Здесь, может быть, скажут, что певчие наши — народ действительно
малоинтеллигентный. Да, это так. Но кто виноват в этом? Виноват тот
взгляд на церковное пение и его служителей, который царствует среди
общества и, что печальнее всего, среди большинства самого духовенства
/.../
Благодаря всему этому, церковные хоры далеко не отвечают своему
назначению, а в регентах и певчих остаются лишь всякие неудачники; а
если и встречаются среди регентов люди талантливые, высокообразованные,
то явление это объясняется двумя причинами: или такой регент до
фанатизма предан своему делу и, поэтому, готов не замечать тяжелых
условий своей службы, или же он попал в такое место, где сумели оценить
в нем человека, руководящего делом огромной важности, которым нужно
дорожить и которого, следовательно, нужно обставить соответствующими
условиями. Если нет наличности двух этих причин, то хорошие регенты и
интеллигентные певчие бегут от своего дела, при первой к тому
возможности /.../ Посмотрите на регента или певчего, случайно попавшего
в так называемое общество: ему как-то неловко признаться, что он регент,
или певчий, или даже учитель пения. «Вы где служите?» — спрашивают его.
«Я регент» — со смущением отвечает он. «Ах, регент», — небрежно
протягивает вопрошающий и тотчас отходит. А если бы вместо регента
оказался певчий, то спросивший, вероятно, сделал бы удивленные глаза и
подумал: «Странно, кто же мог впустить этого певчего сюда?»
Вот каково социальное положение тех, кто, казалось бы, больше других
должен был рассчитывать на уважение к себе. И это будет продолжаться до
тех пор, пока заботы о благолепии церковного пения не станут заботами
первостепенной важности или, по крайней мере, равными заботам о других
церковных нуждах, и пока церковных певцов не вытянут из разряда низших
церковных служащих и не поставят в служебном и материальном отношениях
наравне с интеллигентными тружениками /.../
Сами же регенты и певчие должны позаботиться об устранении причин,
дающих повод говорить о певчих, как о людях, не заслуживающих своими
поступками уважение к их личности. Пора, Господа, перестать
пьянствовать, ссориться между собою, друг друга обсчитывать, унижать
свое достоинство выклянчиванием у старост и у купцов «на чай» и под
видом «славления Христа» собирать гроши. Нужно уважать себя настолько,
чтобы не падать до степени попрошаек, готовых из-за рубля кланяться в
ноги какому-нибудь невежде. Пора дать почувствовать всем, что дело
регента и певчего настолько важно и почтенно, что служители его имеют
право требовать к себе уважения и отношения такого же, каким пользуются
все члены интеллигентной общественной семьи.
Фуга
|