Оглавление
Г л а в а с е д ь м а я
СЛОЖНАЯ ФОРМА ВОКАЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ХОРА*
Как мы уже установили, хор подразделяется:
а) на четыре основные партии, которые, делясь, в свою очередь образуют
девять хоровых партий, необходимых для состава полного смешанного хора;
б) на четыре группы родственных голосов и
в) на три слоя хоровой звучности.
Каждое из этих подразделений само по себе не есть нечто целое, но в
совокупности эти три подразделения образуют форму вокальной организации,
которую мы называли простой.
Теперь мы приступаем к характеристике сложной формы вокальной
организации хора.
Какими причинами вызывается необходимость этой сложной формы?
Таких причин немало. Многие из опытных хоровых дирижеров исследовали и
использовали простую форму во всей ее широте и глубине. Все
разнообразнейшие звучности, которые эта форма может дать, они слышали,
на них учились, их извлекали и ими пользовались. Но все же, в конце
концов, у них оставалась некоторая неудовлетворенность, хотя, быть
может, и не всегда достаточно осознанная; даже после отличных исполнений
хотелось чего-то еще более тонкого, сложного и широкого, более яркого и
красочного. Чувствовалось, что сложные художественные запросы не могут
ограничиться обычной простой формой.
В чем же причина такой неудовлетворенности?
В том, что мы недостаточно критически исследовали эту организацию и не
придали значения тому, что она элементарно проста. Поэтому она и не
заключает в себе предпосылок, необходимых для удовлетворения более
сложных художественных запросов. Для удовлетворения таких сложных
запросов потребуется и более сложная форма вокальной организации и
неизбежно придется приступить к реорганизации хора.
В чем должна заключаться такая реорганизация?
Прежде чем разрешать этот вопрос, выясним, чего не хватало в простой
форме, чего мы в ней не находили и что, следовательно, нужно
предусмотреть в сложной форме.
Человеческий голос есть совершеннейший музыкальный инструмент. Опытным
хоровым дирижерам очень хорошо известны почти неисчерпаемые тембровые
богатства его. Ни один музыкальный инструмент не в состоянии дать такого
разнообразия тембра, такой теплоты и искренности звука, какие дает своим
голосом талантливый певец. Мощь, величие, нежность, ласка,
выразительность, прозрачность, мягкость и т. д. или же — тусклость,
резкость, мрачность, холодность, пронзительность, таинственность — все
это тембры, краски. Кажется, нет конца разнообразию и
красочно-тембровому богатству человеческого голоса, непосредственно
выражающего различные чувства.
Простая форма вокальной организации имеет в виду четыре основные краски,
четыре основных тембра (сопрано, альт, тенор и бас). Сложная же форма
позволяет рассматривать эти четыре основных тембра, как четыре палитры,
и брать с них столько красок, сколько каждая может дать.
Изучение человеческого голосового материала и извлечение из него
наибольшего количества красок-тембров и есть первая задача сложной формы
вокальной организации хора.
Известно, что хорошо петь можно только то, что лежит в естественном
регистре, и что нюансы только тогда бывают удачными, легкими и
правильными, когда в них хорошо сочетаются и динамика (сила), и агогика
(скорость движения). Эти условия могут быть выполнены в совершенстве
тогда, когда желаемый нюанс поручается хоровой группе, имеющей все
необходимые для его выполнения данные.
Всестороннее изучение регистров и основ динамики — вот вторая задача
сложной формы, не менее обширная, чем первая.
Итак, главный материал сложной формы вокальной организации хора
составляют тембры, регистры и динамика.
*
При сложной форме вокальной организации хор подразделяется:
1) на легкую и тяжелую хоровые группы и
2) на группы регистро-тембровой системы.
Первое подразделение связывает простую форму вокальной организации хора
со сложной и легко осуществимой практически.
Регистро-тембровая хоровая система требует для своего правильного
построения не менее 81 исполнителя с соответствующим подбором тембров и
регистров и потому осуществима труднее.
К легкой группе относятся следующие хоровые партии:
С. 1-е, А. 1-е, Т. 1-е и Барит.;
К тяжелой группе:
С. 2-е, А. 2-е, Т. 2-е и Басы.
Октависты, смотря по надобности, могут примыкать и к той и к другой
группе.
Легкая и тяжелая группы — это, по существу, два правильно организованных
хора.
Все, что при исполнении должно звучать тихо, легко, прозрачно, особенно
в верхних регистрах, должно поручаться легкой группе. Поясним это
примером из «Баркаролы» Ф. Шуберта:
Очень трудно достигнуть легкости и кристальной прозрачности, если
поручить исполнение приведенного отрывка всему хору. Если же он будет
отдан легкой группе, дирижеру не надо будет затрачивать много труда и
энергии, чтобы получить в исполнении требуемый эффект.
Следующий пример показывает, как выгодно после первых трех тактов
прозрачного рр легкой группы с еле слышным фоном октав дать на f весь
хор:
Деление хора на легкую и тяжелую группы нужно не только для достижения
динамических эффектов, оно необходимо и там, где требуется подвижность
(прим. 93).
Очень трудно всему хору, с грузной тяжелой группой, исполнить в быстром
темпе с должной легкостью и подвижностью приведенный отрывок. Если же
поручить ее только легкой группе, подвижность и легкость будут
обеспечены.
Редко, но все же встречаются такие места в хоровых сочинениях, где
легкая группа не применима, а требуемый колорит дает только тяжелая
группа:
Тяжесть, насыщенность и низкие регистры указывают, что только тяжелая
группа может исполнить приведенный отрывок так, как этого требует его
характер (прим. 92).
Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости деления
полного смешанного хора на легкую и тяжелую группы. Достигая с помощью
этих групп до некоторой степени удовлетворяющих нас эффектов в хоровой
звучности и подвижности, мы тем самым приближаемся к самой сути сложной
формы вокальной организации — к построению регистро-тембровой хоровой
системы.
Сущность регистро-тембровой хоровой системы заключается в разделении
всего хора на минимальные по количеству участников группки. Состав
певцов в каждой такой группке будет равняться трем — тому наименьшему
количеству певцов, какое необходимо для образования наименьшей хоровой
партии (см. гл. II). Каждая группка должна рассматриваться как
самостоятельная хоровая партия; называть и изображать ее мы для
краткости будем треугольником. Каждый треугольник имеет свой
определенный регистр и свой тембр, почему вся система и называется
регистро-тембровой.
Для образования малой регистро-тембровой системы мы разобьем хор на
треугольники следующим образом: каждую из восьми партий полного
смешанного хора (партия октав пока исключается) мы прежде всего разделим
на три основных тембра: к первому мы отнесем самые легкие и нежные
голоса; ко второму — гибкие голоса средней силы, эластичные и типически
определенные; густые же, тембристые, насыщенные и сильные голоса мы
отнесем к третьему. Таким образом, каждая из партий будет делиться на
три группки по три певца, на три треугольника. Треугольники первого
тембра будут помечены буквой «а», второго тембра — буквой «б» и третьего
— «в».
Возьмем партию 1-х сопрано. В первый треугольник, который будет помечен
буквой «а», мы возьмем три голоса самых легких, нежных по звуку и
тембру. Сила здесь необязательна и даже нежелательна. Легкость,
нежность, обаяние и, если так можно выразиться, золотистость звука и
тембра — таковы отличительные особенности этого треугольника,
являющегося самым нежным, что должно быть во всей регистро-тембровой
системе.
Графически изображение этого треугольника таково:
Во второй треугольник, который мы пометим буквой «б», мы возьмем три
гибких, средней силы, эластичных прозрачных голоса. Средняя сила и
типическая определенность тембра тут необходимы. Голоса этого
треугольника по характеру и тембру звука представляют собою то, что в
хорах обычно называют хорошими с достаточной силой 1-ми сопрано:
Для третьего треугольника — под буквой «в» — нам остаются густые,
тембристые, насыщенные голоса с определенной и значительной силой звука.
Тембр их так содержателен и густ, что напоминает легкие меццо-сопрано.
Этот треугольник — наиболее сильный в легкой группе сопрановой партии;
партия 1-х сопрано через его посредство как бы связывается с партией 2-х
сопрано:
Таким образом мы сорганизовали партию 1-х сопрано. Количественно она,
как мы видим, должна равняться 9 голосам.
Для первого треугольника 2-х сопрано (а) надо подобрать наиболее легкие
и нежные голоса. Этот легкий, нежный звук должен быть все же
содержательным и насыщенным. Характер и тембр этого треугольника должны
быть такими же, как и в треугольнике С1а, но насыщеннее и гуще. Вообще,
треугольники С1а и С2а — это звенья, соединяющие партию 1-х сопрано с
партией 2-х сопрано.
Для второго треугольника (б), как более сильного, чем первый треугольник
(а), требуются уже густота, насыщенность и полнота звука, а вместе с
этим и его эластичность. Этот треугольник по характеру и тембру своего
звука есть то, что в хорах называют хорошими, полными, содержательными,
вторыми сопрано.
Для третьего треугольника 2-х сопрано (в) требуются и определенная сила,
и определенная густота и насыщенность звука и тембра. Этот треугольник
заключает в себе самую большую силу, какую может дать сопрановая партия
вообще. Тембр этих сильнейших сопрано должен иметь в себе даже нечто
легко-альтовое, сближающее его с альтовым тембром.
Мы сорганизовали всю партию сопрано. Количественно она равняется 18
голосам, разделенным на шесть треугольников. Казалось, было бы
естественно перейти теперь к организации партии альтов. Однако удобнее
будет сначала заняться теноровой партией. Мы знаем, что партия теноров
параллельна, родственна партии сопрано. Поэтому мы ограничимся прямым
определением треугольников.
Нежный, легкий, серебристый звук и тембр (altino).** Сила звука не
обязательна.
Гибкий, средней силы, эластичный, прозрачный звук. Типическая
определенность тембра.
Густота, тембристость, насыщенность, сила звука. Тембр, как и у Т2а, но
немного нежнее.
Легкий, нежный, но содержательный и насыщенный звук, Характер и тембр,
как у T1в, но немного гуще.
Достаточная густота, насыщенность, полнота, эластичность звука.
Сильный, густой, тембристый, насыщенный звук. Тембр почти
легко-баритоновый.
Как в сопрановой партии, так и в партии теноров треугольники Т1в и Т2а
являются связующими звеньями между первыми и вторыми тенорами, а
треугольник Т2 сближает теноров с басовой партией, в частности с
наиболее легкими ее голосами — с партией баритонов.
Перейдем к альтовой партии.
Мягкие, нежные и легкие голоса должны заполнить первый треугольник 1-х
альтов под буквою «а». Он должен обладать наибольшей мягкостью и
нежностью во всей альтовой партии. Тембр его — хотя и определенно
альтовый, но мягок и нежен.
Иного характера будет звук в следующем треугольнике— «б»: в нем уже
проявляется подлинно альтовая, хотя и средняя сила; тембр становится
типически-определенным; необходимо в нем и наличие гибкости, металла и
густоты. В хорах голоса этого типа называют хорошими средней силы
альтами.
Третий и последний треугольник 1-х альтов — «в» — обладает определенной
силой, не исключающей, однако, мягкости звука и тембра, густотой,
яркостью и насыщенностью. Этот треугольник представляет силу в альтах
легкой группы и сближает их с партией легких 2-х альтов, являясь таким
образом звеном, связующим 1-е альты со 2-ми.
Если мы возьмем такие же альты, как в предыдущем треугольнике (А1в), но
с несколько большей густотой и насыщенностью звука, то мы перейдем уже к
группе легких, но содержательных 2-х альтов, из которых у нас составится
треугольник, помеченный буквой А2а. Вместе с треугольником А1в он
является звеном, связующим партии 1-х и 2-х альтов.
Голоса с достаточной густотой, силой и полнотой, не исключающей
эластичности звука, заполнят второй треугольник партии 2-х альтов — «б».
Голоса, густые до тяжести, с большой насыщенностью и мощностью звука и
тембра, почти переходящие в легкотеноровый тембр и звук, составят
последний треугольник партии 2-х альтов — «в».
Этот треугольник сближает альты с группой легчайших теноров, называемых
altini.
Остается организовать басовую партию.
Выбрав из баритонов самые легкие голоса с слегка насыщенным тембром и
вместе с тем с легким налетом тенорового звука, мы получим первый
треугольник баритоновой партии, помечаемый буквой «а».
Треугольник Бар.а и Т2в — звенья, связывающие эти две партии.
Второй треугольник баритоновой партии (б) вместит в себя голоса уже
более содержательные, с средней густотой и силой звука, с типичной
определенностью баритонового тембра.
Более густые, тембристые, насыщенные и сильные голоса, но с мягкостью
баритонового звука заполнят последний треугольник — «в». При баритоновой
мягкости по насыщенности и силе голосов этот треугольник соприкасается с
партией центральных басов, самых, впрочем, легких, мягких, с
баритональным оттенком в тембре, и является звеном, связующим обе эти
партии.
Если мы сгустим голоса предыдущего треугольника (Бар.в ) и при их
легкости придадим им большую содержательность и насыщенность, удержав
некоторый налет баритонового тембра, то у нас составится треугольник
легких центральных басов — «а».
Голоса с типичной определенностью басового тембра, с достаточной
густотой, силой и полнотой, не исключающих эластичности звука, составят
следующий треугольник центральных басов — «б».
Густые до тяжести, насыщенные и мощные голоса заполнят треугольник,
помечаемый буквой «в». Голоса этого треугольника — мощные центральные
басы, которые в хорах нередко почему-то называются вторыми басами. В
действительности же нет ни первых, ни вторых басов, а есть баритоны,
басы и октависты.
Казалось бы, что мы исчерпали партию центральных басов. Но это не совсем
так. Есть басы с еще большей, с предельной густотой, силой и мощностью и
в то же время с хорошим низким регистром (до большого до включительно),
приближающим их к партии глубочайших басов-октавистов. Мы им отводим
особое место — треугольник «г» в партии центральных басов, которую этот
треугольник и соединяет с партией октавистов.
Октавистов мы разделим на два треугольника. К первому треугольнику «а»
отнесем мягких, с нежным звуком и средней силой, не глубоких октавистов,
ко второму треугольнику «б» — сильных и глубоких:
Вся эта система вокальной организации хоровых сил есть не что иное, как
зародыш, который должен, если он в существе своем правилен,
подвергнуться всестороннему развитию.
Форма этой системы допускает самые разнообразные отклонения, усложнения,
комбинации и т. п. Но регистро-тембровый принцип построения ее должен
сохраниться: из него система выросла и по нему она должна направляться и
развиваться.
На практике нам приходилось уже сделать два отклонения от приведенной
системы в сторону ее осложнения, что повело к образованию средней и
большой систем.
Количественная таблица регистро-тембровой хоровой системы имеет
следующий вид:
Излагая регистро-тембровую систему, необходимо сказать о размещении хора
на эстраде, рассмотреть диапазоны каждого треугольника и дать хотя бы
один пример —образец тембрации, т. е. распределения хорового сочинения
по регистро-тембровым треугольникам.
При группировке треугольника на эстраде мы будем стремиться к тому,
чтобы сосредоточить в центре хора все треугольники «а» легкой группы.
Однако, как это видно из рисунка, во всей полноте этого сделать не
удастся. Но маленькое отклонение — удаление от центра басового
треугольника «а» — не должно нас смущать, это не будет иметь
существенного значения. Мы не исключаем возможности и каких-либо иных
комбинаций и перегруппировок.
Отметим, что вкрапленные в треугольники цифры 1, 2, 3 имеют определенное
значение. Место под цифрой первой (1) предназначается для певцов,
ответственных как в голосовом, так и в музыкально-техническом отношениях
и достаточно развитых. Они являются ответственными за свои треугольники,
будучи в них своего рода старостами. Места под цифрами 2 и 3 занимают
певцы, находящиеся под их наблюдением (см. гл. II). Такой подбор и
расстановка певцов имеют не только вокальное и организационное значение,
но и оказывают благотворное влияние на художественную сторону
исполнения.
Желательно иметь для каждого треугольника особую эстрадку. Эстрадки эти
надо расставлять под таким углом, чтобы занимающие их певцы были
обращены лицом к дирижеру. Начиная со второго ряда, высота эстрадок
должна соответственно увеличиваться.
*
Переходим к вопросу о применении регистро-тембровых треугольников при
исполнении какого-либо сочинения, или, что то же, — к вопросу о хоровой
тембризации (оркестровка) исполняемого сочинения.
Хоровая тембризация — наука будущего. Ее развитие пойдет пропорционально
развитию регистро-тембровой системы. В настоящее время нам приходится
тембризовать уже имеющиеся хоровые сочинения. Когда же эта система будет
усовершенствована и сделается предметом преподавания, тогда и
композиторы смогут писать уже не для четырех голосов, а будут учитывать
возможности регистро-тембровой системы. С возникновением науки,
родственной инструментовке, но изучающей человеческие голоса, их тембры,
диапазоны, регистры и применяющей разные комбинации голосов по
регистро-тембровым группам, несомненно, появятся и многострочные хоровые
партитуры. Пока же мы попытаемся продемонстрировать опыт тембризации,
воспользовавшись отрывком из хорового сочинения С. И. Танеева «Восход
солнца». Рассмотрим этот отрывок в обычном партитурном изложении и
сличим с ним составленную нами многострочную партитуру (прим. 94 и 94а).
Исполнение взятого нами для примера отрывка должно отвечать двум главным
требованиям: первое — это динамическое проведение длительного crescendo
от рр до ff; второе — характерное изображение голосовыми тембрами
постепенного рассвета, от первого луча, еле освещающего верхние контуры
гор, до полного, яркого, блестящего восхода солнца.
Обеспечивает ли применение регистро-тембровой системы выполнение первого
требования?
Из партитуры мы видим, что первые фразы отрывка поручены легчайшим
треугольникам «а», которые без всякого напряжения, естественно и
свободно выполнят начальное рр, ибо оно лежит в их регистрах. Далее к
ним постепенно присоединяются треугольники «б», усиливая звук и
тембровую окраску. Когда сила звука первых двух групп треугольников
нарастает настолько, что они не могут уже дать большего, вступают
тяжелые треугольники «в». Они вливают в динамическое развитие свою новую
силу и заметно насыщают тембровое содержание. Но пока действовали
треугольники только легкой группы. Дальше начинает развертываться
тяжелая группа, вливая все новую и новую силу и все новые и новые
тембры. Казалось бы, что все уже использовано, но на слове «она»
вступают самые тяжелые треугольники тяжелой группы С.2в, А.2в, Т.2в и
Окт.б, которые делают последний удар и тем завершают исполнение.
Не в меньшей степени удовлетворено и второе требование: начинают
легчайшие треугольники «а» со своими слабыми матово-золотистыми, как
первая полоска рассвета, мягкими тембрами. Сгущая до крайности свои
краски, они сделались бы бессильными и неяркими. Но к ним присоединяются
более светлые и густые тембры треугольников «б», а чтобы предупредить
угасание рассвета, вслед за ними вводятся густые и яркие тембры
треугольников «в», и нарастание рассвета продолжается. Яркий блеск
придает новому нарастанию тяжелая группа, начинающая развертывать свои
треугольники и вносить ими новую силу света, приобретающую мощь со
вступлением после них остальных треугольников.
В приведенном примере мы взяли наибольший нюанс и применяли
регистро-тембровую систему по всей шкале нюансов. Из этого не следует,
что регистро-тембровая система приложима только к таким длительным и
сложным нюансам.
Система богата и гибка; ее можно применять не всю от начала до конца, а
любыми ее частями; можно вводит угольники то по одному, постепенно, то
целыми группами и т. д. Поэтому система пригодна, если ею умело
пользоваться, и для небольших нюансов с неярким колоритом.
Регистро-тембровая система допускает также образование и всяческих
смешанных групп, где будут объединяться треугольники разных групп.
Благодаря этому можно будет каждую часть сочинения представить в
требуемой звучности в соответствующем колорите.
Мы уже знаем, что встречаются аккорды, в которых нет естественного
ансамбля (см. гл. III). В таких случаях регистро-тембровая система
особенно полезна: комбинируя треугольники, прибавляя или снимая их,
можно уравновесить самый неудачный по звучности аккорд.
В заключение необходимо сделать одно предостережение.
В результате применения системы рельефно обозначаются регистры хоровых
групп, ярче становится динамика; отпадают обычно испытываемые тяжелой
группой затруднения при неудобных для нее регистрах или при
необходимости дать большую подвижность: то и другое легко достигается
правильным использованием треугольников, и сложные требования,
касающиеся хоровой звучности, становятся выполнимыми. Все это
удовлетворяет дирижера и хор, повышая работоспособность и интерес к
делу.
Однако в силу главного принципа простой формы вокальной организации, по
которому каждый поющий в хоре должен и силой звука, и тембром голоса
сливаться со своей партией, тембры достаточно ярко не выявляются: певцы
уже приобрели навык сливать свой тембр с общим тембром партии для
достижения совершенного ансамбля. В этом случае надо разъяснять певцам
различие в значении частного тембра при простой и сложной формах
вокально-хоровой организации. Упражняя каждый треугольник в отдельности,
выявляя его своеобразный тембр, можно будет в конце концов достигнуть и
желаемой красочности, лишь бы это не шло за счет отступления от главного
принципа — совершенного хорового ансамбля.
____________________
* По своему содержанию настоящая глава
является продолжением главы II, касающейся вопросов состава хора.
** Altino — альтино; так называются легкие,
очень высокие тенора, в верхних регистрах переходящие в альтовый тембр. |