Приложение VI
СОВЕТЫ МОЛОДЫМ ДИРИЖЕРАМ
1. Техника помогает вдохновению, а потому выучивай сочинение с хором
прежде всего технически совершенно.
2. Не берись за работу над сочинением, которого не воспринимаешь
полностью своим сознанием и чувством.
3. Если, работая над сочинением, ты заметил, что хор не воспринимает его
потому, что оно ниже возможностей хора, — сними это сочинение с работы.
Если же сочинение для хора трудно, развивай и совершенствуй хор в работе
над более легкими сочинениями, а в дальнейшем возвращайся к временно
оставленному трудному сочинению.
4. Помни, что ты руководитель в своем деле; сознание ответственности
поможет тебе в преодолении многих трудностей.
5. Не приходи к хору с сочинением, предварительно тобою не изученным, не
проанализированным всесторонне.
6. Если хор поет плохо, вини в этом не его, а самого себя.
7. При управлении хором будь всегда хотя бы отчасти на подъеме;
отсутствие подъема ослабляет исполнение.
8. Не обесценивай сочинения чрезмерно частым исполнением. Если заметишь
ухудшение качества исполнения и появление
ошибок, — сними сочинение с репертуара месяца на два, а потом
дополнительно проработай его.
9. Не вводи в репертуар хора сочинений идейно и художественно
незначительных и слабых.
10. На занятиях с хором не будь груб; это унизит тебя в глазах хора, а
делу принесет только вред. Будь оживленным, изобретательным, остроумным;
завоевывай авторитет у хора интересными занятиями и артистическим
исполнением выученных сочинений.
11. Не увлекайся одним каким-либо автором; это породит однообразие. Бери
у каждого автора лучшее и ценное.
12. На занятиях чрезмерно не утомляй хора: при усталости не будет
продуктивной работы.
13. Перед выходом на эстраду возьми 2—3 глубоких, медленных дыхания;
это благоприятно действует на нервную систему.
14. Выйдя на эстраду, не оглядывай публику и не успокаивай ее. Встав на
свою эстрадку, сделай хорошую выдержку, дождавшись полной тишины в зале
и должной настроенности хора; избегай, однако, излишней передержки.
15. Тщательно и подробно проинструктируй хор в отношении порядка выхода
на эстраду, ухода с нее и манеры держаться перед публикой. Внешний
порядок создает должное впечатление серьезности и дисциплинированности.
Обрати также внимание и на однообразие одежды у певцов.
16. Впервые придя в новый для тебя хор, не забывай, что он жил до тебя
своей жизнью, своими привычками и традициями. Остерегись слишком
поспешно их разрушать: присмотрись, оставь все хорошее, а плохое
постепенно замени лучшим.
17. Не будь многоречив с хором: говори только то, что необходимо и
принесет практическую пользу. Помни, что многословие утомляет хор: будь
воздержан и в жестах; и в словах.
18. На занятиях не заставляй хор бесцельно повторять одно и то же; при
каждом повторении сначала поясни, зачем ты это делаешь, иначе доверие к
тебе хора начнет постепенно падать.
19. Оставайся всегда строгим в требованиях к себе, как к дирижеру и как
к человеку; это обеспечит нормальные взаимоотношения с хором.
20. Поддерживай в хоре атмосферу творческого содружества и единодушия.
21. Будь для хорового певца старшим товарищем в самом лучшем смысле
этого слова; в то же время будь требователен в работе.
22. Изучая с хором сочинение, указывай певцам на лучшие по замыслу и по
музыке части и детали его; этим ты будешь воспитывать в них эстетическое
чувство.
23. Если ты не сумеешь возбудить в певцах чувство восхищения
художественными достоинствами исполняемого сочинения, твоя работа с
хором не достигнет желаемой цели.
24. Дирижер, которому не удается вызвать чувства художественного
удовлетворения в слушателях, — не художник.
25. Если сам ты не испытываешь удовлетворения и не находишь радости в
занятиях, то и певцам ничего не дашь. Такие, занятия считай неудачными.
26. Во всякое технически сухое занятие старайся внести одушевление и
интерес.
27. Изучай каждого певца как человека, вникай в его психологические
особенности и сообразно этому подходи к нему.
28. Цени и уважай хорового певца, если хочешь, чтобы и тебя ценили и
уважали в хоре; взаимное уважение и доброжелательство — необходимые
условия для художественной работы.
29. Помни, что хоровое искусство является одним из проявлений
человеческой культуры.