Нотный архив
Смешанный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Однородный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Одноголосные ноты
Сборники
|
Об отпевании пьяниц и самоубийц
Выдержки из «Настольной книги
священно-церковнослужителя»
С. В. Булгакова, стр. 1351–1352
Относительно погребения скоропостижно умерших от излишнего
употребления вина Правительствующим Сенатом, согласно мнению Св. Синода,
определено (10 июля 1881 г.), что к лицам, намеренно лишившим себя
жизни, не могут быть отнесены погибающие случайно от злоупотреблений
крепкими напитками (опившиеся) (см. Ц. В, 1881, 41).
Умершие от запоя — опившиеся водкой — не могут быть отнесены к
разряду самоубийц, а потому должны быть удостаиваемы погребения по
обряду Православной церкви. Казалось бы, что опившегося к разряду
умышленных самоубийц можно бы было отнести, по крайней мере, тогда,
когда положительно дознано, что он пил именно с тем, чтобы лишить себя
жизни, и что мысль о самоубийстве родилась у него и созрела еще в
трезвом состоянии; но в этом случае нельзя сравнивать вину
самоубийцы-опойцы с виною всякого другого умышленного самоубийцы, ибо
смерти от перепоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при
употреблении других средств к сознательному самоубийству, например,
выстрела, ножа и прочего, а отсутствие сознания в минуту смерти у
преступника, хотя бы пред тем и задумавшего лишить себя жизни, является
обстоятельством, лишающим такого рода самоубийство преступного
характера; если же предположить, что у опившегося явилась мысль о
самоубийстве уже в состоянии опьянения, под влиянием его, то такого
самоубийцу должно, очевидно, считать поднявшим на себя руки вне ума (14
пр. Тим. Алекс.), во временном беспамятстве (1472 ст. Ул. о нак.). Если
самоубийство учинено в припадке безумия или сумасшествия, то тело
такового самоубийцы для отпевания вносится в церковь, и при погребении и
поминовении таких самоубийц соблюдается полный православный обряд (Ц. В.
1891, 31; см. также Кур. Е. В. 1872, 9).
Тела самоубийц, предварительно освидетельствованные гражданской
властью, погребаются потом по обрядам Православной церкви или лишаются
христианского погребения.
Порядок действия в подобных случаях следующий:
1) Когда окажется труп скоропостижно умершего, следовательно, и
самоубийцы, требуется, чтобы по этому поводу было произведено
исследование, и до совершения исследования погребение трупа запрещается.
2) Исследование начинается полицией и в некоторых случаях ею же и
оканчивается, а в других — сопровождается судебно-медицинским осмотром.
3) По исследовании самоубийство может оказаться бессознательным и
нравственно невменяемым или сознательным и нравственно вменяемым. В
первом случае самоубийца удостаивается христианского погребения, а во
втором случае лишается такового погребения (см. Практ. Рук., 299–300
стр.; Тобол. Е. В. 1895, 6).
___________________
Примечание.
О том же говорит книга «Практическое руководство
при совершении приходских треб» (стр. 214 и 230), сост. свящ. Н.
Сильченков.
Заочное же отпевание возникло как результат гонений
на Церковь, когда большинство верующих, скончавшихся в ссылках или
расстрелянных в тюрьмах, не могло быть отпето очно. Последнее было
разрешено совершать приходскому духовенству специальным постановлением
Свящ. Синода при митрополите Сергии (Страгородском) 28 мая 1930 года.
Совершается заочное отпевание только в случае недоступности по
какой-либо причине тела умершего для совершения полноценного обряда
очного отпевания.
|