Нотный архив
Смешанный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Однородный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Одноголосные ноты
Сборники
|
Певчий
1. Дискант новичок. Он только что поступил в хор, куда его
отдала мать — бедная прачка или поденщица, обремененная многочисленным и
прожорливым потомством. Его рожица не успела еще утратить детской
наивности, миловидности и свежести, волосы на голове торчат в разные
стороны непослушными вихрами, за которые регент нередко тянет его на
высоких нотах. Он так мал ростом, что, одетый в парадный кафтан,
болтается в нем, как горошина в пустом стручке. Трогательное и смешное
впечатление производит этот малыш, когда, подобрав левой рукой подол
своего кафтана, а правой поддерживая целую груду ежеминутно
расползающихся врозь толстых нотных тетрадей, он едва поспевает
вприпрыжку за капеллой, идущей в церковь.
В свободное время он состоит на побегушках у регента и чистит ботинки
франтоватым тенорам. Басов боится пуще огня и величает их «дяденьками».
Иногда, по неопытности и легкомыслию, доносит регенту о каком-нибудь
грандиозном дебоше, произведенном в прошедшую ночь «перепившимися»
басами, за что впоследствии получает от них хорошую встряску. Идя с
хором впереди похоронной процессии, он и здесь не может умерить
природной живости темперамента: толкает в бок соседа справа, дергает за
волосы идущего впереди товарища и потом ругается с обоими своим звонким,
еще не осипшим голосом.
2. Дискант опытный. Он уже вполне освоился с жизнью,
нравами, обычаями и жаргоном капеллы. Со взрослыми певчими состоит в
полуприятельских отношениях, служа нередко поверенным и посредником их
интимных делишек. Втихомолку курит, попивает и предается порокам,
которые развивает среди мальчуганов замкнутая жизнь. Лицо у него желтое,
поношенное, глаза окружены зловещими синими тенями, голос сиплый.
Жалованья дисканты, как новички, так и опытные, обыкновенно не получают
никакого, разве за исключением солистов.
3. Тенор. Высокий, худощавый молодой человек, с
меланхолическим выражением лица. Франт. Питает слабость к пестрым
панталонам и ярким галстукам. Бреет бороду, но зато носит усы «в
иголочку». Занят сильно своей внешностью, душится цветным одеколоном и
при помощи помады «мусат» устраивает на голове чудовищный «алякапуль».
Глубоко уверен в своей неотразимости перед женщинами и втайне лелеет
мечту завести интрижку с эксцентричной графиней или княгиней, плененной
его голосом. Когда поет в церкви соло, то живописно облокачивается на
стену, скрещивает по-наполеоновски на груди руки, закатывает глаза к
потолку и изящным движением пальцев расправляет воротник. Сентиментален,
обладает возвышенными чувствами, говорит выспренним слогом, любит читать
уголовные романы и пьет только благородные вина, причем отдает
предпочтение тенерифу и аликанту.
4. Бас. Высок, грузен, носит волосы в виде львиной гривы.
Глаза заплыли и опухли от хронического пьянства: в небритой бороде часто
заметен пух и остатки вчерашней закуски. Одет небрежно, большею частью в
широкий, длиннополый, засаленный на животе и локтях сюртук.
Любит поспать и выпить; к прочим земным радостям относится
скептически, а женщин прямо-таки презирает самым искренним образом. Во
хмелю либо ревет «многолетие», либо вступает в баталии с городовыми, —
смотря по темпераменту. Выпить может целую четверть.
Бас важен и медлителен в движениях, говорит мало, но всегда веско и
на густых нотах. Хранит в памяти предания о знаменитых октавах и
протодьяконах и рассказывает о них с благоговением.
Среди басов наибольшим почетом пользуется «октава». Он гордость и
баловень всего хора. Сам регент называет его по имени-отчеству. Ему
прощаются и страсть к спиртному, и буйный характер, и даже иногда
отсутствие слуха. Он невелик ростом, но очень широк, кряжист и
звероподобен.
А. И. Куприн
Впервые опубликовано в газете
«Киевское слово» 17
октября 1895 г.,
под рубрикой «Эскизы и типы», за подписью NN.
|