Нотный архив

Смешанный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

Однородный хор

  Литургия

  Всенощная

  Праздники

  Постная Триодь

  Ектении

  Разные ноты

  Светские ноты

 

  Одноголосные ноты

 

  Сборники

 

 

 



Голос и его качества

Устройство голосового аппарата

 

Для правильного подхода к решению певческих и педагогических задач необходимо знать схему устройства голосового аппарата и его взаимосвязи с органами человеческого организма, принимающими непосредственное участие в процессе пения. Такими органами являются легкие, звукопроводящие и резонирующие полости, артикуляционные органы — губы, язык и нервная система, осуществляющая централизованное управление всем голосовым комплексом.

Схематический разрез голосового аппарата показан на рис. 1. Основной частью его является гортань с находящимися внутри нее голосовыми связками. В голосовых связках (многослойные мышечные тела) слои мышечных волокон расположены под разными углами, что обусловливает сложные вибрации связок, то есть многообразие звучания голоса (одновременное изменение силы звука, высоты тона и даже, в некоторой степени, тембра). Механизм возникновения вибрации голосовых связок еще не полностью изучен. Есть основание представлять его как совместное одновременное действие двух факторов — упругих колебаний мышц связок под давлением воздуха (так называемая миоэластическая теория), воздействия на них управляющих периодических биоимпульсов из центральной нервной системы (нейромоторная система Юссона). Более подробно об этом рассказывается в книге В. П. Морозова «Тайны вокальной речи», раздел «Как колеблются наши голосовые связки» (стр. 69–79).

Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Нижняя — подгортанная труба — переходит в трахею и бронхи. Верхняя — надгортанная труба — переходит в полость ротоглотки (зев) и далее в ротовую и носовую полости. Таким образом, гортань вместе с надгортанной трубой, ротоглоткой и полостью рта представляет собой единую звукопроводящую рупорную систему. Форма и размеры полостей, с помощью их подвижных мышечных тканей, постоянно изменяются, приспособляя их резонаторные качества к режиму работы голосовых связок и условиям артикуляции.

Звукообразующий узел — гортань, — состоящий из хрящевого барабана, голосовых связок и мышц, подвешен вместе с корнем языка свободно к нижней челюсти. Основные функции гортани — обеспечение дыхания и звукообразования. Кроме того, гортань является механическим защитным устройством связок. Звукообразование — результат сложного и тонкого взаимодействия всех частей гортани, которое осуществляется через широкую сеть нервных связей с мозгом. Так, именно в гортани происходит регулировка подсвязочного воздушного давления и количества воздуха, проходящего через голосовую щель. Гортань очень подвижна по вертикали — размах ее движения в одну сторону доходит до 2–3 см. Эта подвижность нужна для установки ее в наиболее выгодное биоакустическое положение. При пении размах гортани меньше и само движение более плавное. У квалифицированных певцов гортань сравнительно устойчива относительно среднего положения.


Схема голосового аппарата


Рис. 1. Схема голосового аппарата

   1. Гортань
         2. Надгортанная полость
         3. Подгортанная полость
         4. Трахея и бронхи
         5. Полость рта
         6. Носовая полость
         7. Мягкое нёбо
         8. Твёрдое нёбо
         9. Язык
         10. Задняя стенка глотки (зева)
         11. Второй (певческий) рот



Часть звуковой энергии выходит из гортани через верхние полости и рот наружу. Некоторая часть ее проходит вниз в трахею и, резонируя там, вызывает ощущение вибрации передней стенки грудной клетки.

«Конструкция» гортани со связанными с ней полостями — неразъемная и не имеет каких-либо частей или органов, могущих изменять направление звука. Певец может изменять только силу звука и, в некоторой степени, тембр, управляя величиной и формой отверстия ротоглотки, полости рта и самого рта. Конечно, поворотом головы или тела певец может ориентировать свой голос в нужном направлении, пользуясь полостью рта как рупором. Полость рта и само отверстие рта, в зависимости от артикуляции, рефлекторно изменяются. Однако именно для певца особенно важна возможность сознательного управления этим комплексом с помощью соответствующих мышц. Специфически важное значение имеет управление ротоглоткой с помощью мышц мягкого нёба, миндалин и корня языка. Это сложное отверстие ротоглотки называют еще и «вторым» или «певческим» ртом, подчеркивая этим факт формирования звука именно в этом месте.

Корнем языка можно перекрыть вход в полость рта, и тогда звук будет проходить только в носовую полость. Но вход в носовую полость полностью не может быть закрыт — всегда остается какое-то отверстие, обеспечивающее дыхание. Певцы постоянно пользуются возможностью регулировать прохождение звука в ротовую и носовую полости для изменения интонации и окраски звука.


Надгортанная часть голосового аппарата как рупорная система


Рис. 2. Надгортанная часть голосового аппарата как рупорная система


Поверхность твердого нёба имеет большое количество нервных окончаний, воспринимающих давление звука и сигнализирующих о нем в мозг, что дает певцу возможность оценивать свой певческий (биоакустический) настрой — свободу прохождения звука через ротоглотку, попадание его в головные резонаторы и пр.

У певцов эти ощущения называются ощущением звука в «маске» или говорят, что «звук в высокой позиции». В действительности — это оптимальное акустическое состояние голосового аппарата.

Мышцы шеи, за исключением тех, с помощью которых гортань подвешена к нижней челюсти, никак не связаны с гортанью и не участвуют в звукообразовании. Поэтому при пении они должны быть мягкими, ненапряженными. Напряжение мышц шеи указывает на неправильную организацию голосового аппарата, на какую-то форсировку.

Из схемы голосового аппарата видно, что поднятая вверх голова певца «тянет» за собой наверх гортань, а чрезмерно опущенная голова прижимает ее книзу.

В обоих крайних положениях гортань и отверстие глотки (зева) теряют свободу и не могут принимать наилучшее положение, соответствующее режиму работы голосовых связок. Поэтому певец должен следить за положением головы, держа ее в наиболее удобном и выгодном для себя среднем положении.

Качество звучания голоса певца зависит от многих анатомо-физиологических факторов, в том числе от формы и размеров надгортанных полостей и, в частности, нёбного свода. Форма нёбного свода, который является составной частью верхней (надгортанной) системы резонаторов, существенно влияет на качество звучания голоса. Ряд советских ученых (Малютин Е. Н., Дмитриев Л. Б. и другие) проводили эксперименты: изменяя у певцов с помощью протезообразных пластинок форму свода твердого нёба, они установили, что строение твердого нёба и наклон передних зубов верхней челюсти сильно влияют на качество звучания голоса и утомляемость певца. Нёбный свод, состоящий из твердого нёба, переходящего в мягкое, является поверхностью, отражающей звуковой поток по направлению к выходному отверстию — рту, и акустические качества этого отражателя должны соответствовать режиму работы голосовых связок. Установлено, что певцы с хорошо звучащими голосами имеют высокое твердое нёбо с крутым передним сходом к зубам. Одновременно имеет большое значение соотношение длины мягкого и твердого нёба. Более выгодным для звучания оказывается тот случай, когда длина твердого нёба значительно больше длины мягкого, то есть отражающая поверхность твердого нёба значительно больше поглощающей поверхности мягкого нёба (тогда почти вся звуковая энергия, пропущенная «вторым» ртом, выходит наружу). Могут быть случаи, когда невыгодное строение верхнего отражающего свода или отсутствие зубов может оказаться препятствием на пути профессионального использования голоса. В некоторых случаях может помочь специальное протезирование, необходимость и целесообразность которого решается врачом-фониатром. Известны случаи, когда протезирование недостающих передних зубов приводило к восстановлению хорошего звучания.

На рис. 3 показан разрез полости рта с хорошим и плохим соотношением длины мягкого и твердого нёба, разными их формами. (Желающим познакомиться с этим вопросом подробнее рекомендуем статью С. Л. Ямштекина «Влияние небного свода на профессиональное певческое голосообразование», помещенную в сборнике «Вопросы вокальной педагогики» выпуск 5. М., 1976)



Продольный и поперечный разрезы нёба

Рис. 3






 

© 2003–2024 Horist.ru

При копировании материалов ссылка на www.horist.ru обязательна