![]() |
|||
|
|||
Нотный архив Смешанный хор Однородный хор
|
Руководство по сканированию нот
В Интернете на сегодняшний день существует множество сайтов, предлагающих для скачивания ноты и другие материалы. Но, к сожалению, со многих страничек ноты брать совсем не хочется: сканированные партитуры грязные, косые, разного размера, отсканированы в «сером» режиме, сохранены в несжатом TIFF-формате или в формате JPEG, предназначенном в основном для цветных изображений, и т. п. В данном «Руководстве» я поделюсь с вами своим опытом сканирования и публикации нот в Интернете, потому как мне не хочется, чтобы ваша веб-страничка превратилась в своеобразную нотную интернет-помойку, уподобляясь некоторым не самым маленьким нотным архивам в Сети... Для работы я использую сканер HP-3690 с максимальным разрешением 1200x1200 (максимальное разрешение нам не пригодится), а для обработки полученных файлов — программы Photoshop 7.0 и ACDSee 7.0. Все пошаговые инструкции будут даваться мной на основе интерфейса вышеназванных программ; в других программах сканирования и редактирования изображений меню может значительно отличаться от меню Photoshop и ACDSee , но сути дела это не меняет. В программе сканирования «Директор HP» выбираем «Параметры» — «Параметры сканируемых изображений» — «Параметры сканирования» и устанавливаем разрешение сканирования 600 пикселей/дюйм. Увеличение разрешения более 600 dpi не имеет смысла, поскольку это никак не сказывается на качестве распечатанных нот. Если выбрать разрешение менее 600, то после распечатки сканированного файла не будет 100 % соответствия с оригиналом (если очень придираться). Большинство нот в Интернете выложены с разрешением 300 dpi, которое вполне приемлемо, но нам с вами ведь нужно КАЧЕСТВО! Формат вывода выбираем «чёрно-белое (1 бит)» — «Применить». Сканировать необходимо в формате вывода «чёрно-белое (1 бит)». Если сканировать в формате вывода «256 оттенков серого», мы получим следующее изображение. Вам нравится? :-) И это при не очень грязной бумаге оригинала; бывает и ещё страшнее! :-) Об объёме получающихся файлов и говорить не стоит. В формате вывода «256 оттенков серого» иногда есть смысл сканировать блеклые рукописные ноты, чтобы не утерять какие-то плохо прописанные участки, в ущерб чистоте листа. Но для сканирования печатных партитур должен применяться ТОЛЬКО чёрно-белый формат. Далее нажимаем вкладку «Сохранить настройки» и выбираем «Изображение TIFF (сжатое)» — «Применить». В меню «Параметры» нажимаем вкладку «Предпочтения для сканирования» — «Авто» и снимаем галочку «Автоматически выравнивать сканируемые изображения». Сделать это необходимо потому, что программа автоматически «выравнивает» изображения по своему, непонятному нам алгоритму, и в итоге картинка почти всегда получается отсканированной с перекосом. Далее кликаем мышкой на закладке «Просмотр» и ставим галочку «Показать предварительное изображение при сканировании изображений из Директора HP» — «Применить». Лампа сканера будет предварительно быстро сканировать изображение, и мы сможем выбрать нужную область сканирования и размер картинки, выровнять лист на стекле, настроить порог чёрно-белого и другие параметры. Теперь можно выйти из окна настроек и нажать в «Директоре HP» кнопку «Сканировать изображение»; сканер покажет нам предварительное изображение для сканирования. Первое, что необходимо сделать, это выровнять лист, если он лежит с перекосом. Делать это необходимо именно сейчас, поскольку при повороте уже отсканированного изображения в «Фотошопе» заметно теряется качество картинки. Со временем вы набьёте руку и будете сразу класть лист на стекло сканера как надо, даже если изображение напечатано с сильным перекосом. Выровняв лист, выбираем мышкой область сканирования. В левом нижнем углу программа покажет размер выбранной области («Размеры на выходе»). Эти размеры желательно записать или запомнить, чтобы применить для последующих сканируемых листов: в многостраничной партитуре все листы должны быть одинакового размера, — мы ведь делаем КАЧЕСТВЕННЫЕ сканы! Далее настраиваем порог ч/б. Если довериться автоматической настройке программы (в данном примере ч/б 125), получим что-то типа этого. Думаю, часа за 2 такую партитуру в «Фотошопе» очистить вполне реально. У вас есть лишних 2 часа на каждую страницу? :-) Нет? Тогда устанавливаем порог ч/б 90 и получаем вот что. Видите разницу?! Нам останется затем совсем немного почистить получившийся скан в «Фотошопе», и почти всё будет готово. Чтобы с первого раза устанавливать нужный порог чёрно-белого, необходим определённый навык, который приобретается со временем. А на первых порах надо поэкспериментировать с разными оригиналами и порогами ч/б. Канал сканирования я обычно выбираю зелёный, хотя можно попробовать и другие. Теперь можно нажать кнопку «Принять» и по окончании сканирования приступать к окончательной обработке получившегося файла. Да, вот ещё что. Если вы сканируете партитуру, в которой на первой (или последней) странице нужна только часть произведения (начало его или конец), сканировать необходимо всё равно страницу полностью, а затем в «Фотошопе» или вырезать ненужное, или залить белым. Это займёт 30 секунд. Зато человеку, скачавшему эти ноты, не составит труда их распечатать в нормальном виде. Дело в том, что многие печатают файлы из «Программы просмотра изображений и факсов» Windows, а в ней (и во многих других программах) нет возможности двигать изображение по холсту. То есть эта картинка, во первых, получится на альбомном развороте и будет сильно увеличена. Чтобы распечатать её в нормальном виде, необходимо открыть, например, в «Фотошопе», выбрать «Печать с просмотром» и затем подвинуть изображение с центра холста в его верх. Поверьте, большинство посетителей вашего сайта даже не догадываются об этой процедуре и получают, например, все ноты в нормальном виде, а первую или последнюю страницы в лошадином размере и ещё повёрнутыми набок. Да и зачем напрягать даже продвинутых пользователей, которые знают, как можно выйти из положения, если можно всё сделать самому по-человечески. Ноты выкладываются в Интернет на многие годы, может, даже десятилетия, и пользоваться ими будут тысячи человек, поэтому несколько минут, потраченные автором сайта на обработку материала, отзовутся потом добрым словом в его адрес в устах людей. Ну что ж, теперь можно приступать к окончательной обработке полученного файла. Открываем его в «Фотошопе» и стираем ластиком или закрашиваем белой кистью все помарки, кляксы и карандашные надписи на партитуре (если таковые имеются). Если имеются пропуски нотных линеек или пробелы в тексте и нотах, их также можно аккуратно подрисовать тонкой чёрной кистью. Внизу партитуры неплохо бы подписать адрес своего сайта (если, конечно, ноты выкладываются на сайт :-), чтобы человек не забывал, откуда скачаны ноты. Согласитесь, не очень-то удобно держать в голове или хранить в отдельном списке всю эту информацию, которая порой бывает необходима. Больше в «Фотошопе» ничего делать не надо. Ни в коем случае не нужно уменьшать размер картинки или «Сохранять для Web», иначе вся наша работа пойдёт насмарку: мы ведь выкладываем ноты в Сети не просто для просмотра и ознакомления, а для того, чтобы человек смог распечатать наши файлы на лазерном принтере с отличным качеством. Поэтому закрываем «Фотошоп», положительно ответив на предложение программы сохранить наши изменения (естественно, в том же TIFF-формате), и открываем файл в самой известной и распространённой программе-просмотрщике и редакторе изображений ACDSee 7.0. Если сканированных файлов несколько, их желательно объединить в один многостраничный TIFF-файл: в таком виде значительно удобнее и хранить файлы, и работать с ними. Можно, конечно, перевести все сканированные страницы в один PDF-файл, но учтите, что при конвертации в PDF несколько теряется качество изображения, правда, совсем немного. Работаем дальше. Открыв файл (если их несколько, то любой) в программе ACDSee 7.0, нажимаем иконку «Обзор», выбираем слева в окошке папку, где лежат наши файлы, выделяем мышкой необходимые для объединения файлы, выбираем в меню «Инструменты» — «Конвертировать файл». В открывшемся списке форматов выбираем TIFF и нажимаем кнопку «Назначения формата». Здесь обязательно в списке Compression нужно выбрать CCITT 4 Group 4 (это лучший вид сжатия: степень компрессии CCITT 4 примерно в 2-3 раза выше, чем у LZW), нажать «ОК» и «Далее». В следующем окошке указываем папку для сохранения результата и опять жмём «Далее». В следующем окне надо выбрать «Все страницы» и «Объединить», нажать Start Convert и «Готово». Вот и всё. Если файл у нас один, вся процедура проделывается аналогично, за исключением нажатия кнопки «Объединить», поскольку объединять нам в таком случае нечего. Вот результат нашей работы. В этом примере, правда, только одна страница. На случай многостраничного TIFF-файла в любой программе-просмотрщике есть кнопочки-стрелочки для листания страниц многостраничного TIFF (не путать со стрелками для поочерёдного просмотра разрозненных файлов). Удачной работы!
Вадим Ситников
|
|
||
|
© 2003–2023 Horist.ru
При копировании материалов ссылка на www.horist.ru обязательна