Нотный архив

Смешанный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Однородный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Одноголосные ноты
Сборники
|
С. М. Соловьёв о пьянстве духовенства в XVII веке
<...> Вопиющее, кидавшееся в глаза и чужим, и своим зло было
страшное пьянство. Иностранцы повторяли: «Нет страны в мире, где
бы пьянство было таким общим пороком, как в Московии. Все,
какого бы звания, пола и возраста ни были, духовные и светские,
мужчины и женщины, молодые и старые, пьют водку во всякий час,
прежде, после и во время обеда». Архиерей пишет окружное
послание духовенству своей епархии: «Учили бы вы людей божиих
каждый день с прилежанием. А как случится вам читать поучение от
божественного писания, тогда б один читал, а другой за ним
толковал, а хорошо, если б кто и читал и толковал сам, чтоб
простым людям было что принять от вас. Видим, что в простых
людях, особенно же и духовных чинах, укоренилась злоба
сатанинская безмерного хмельного упивания, а такое сатанинское
ухищрение многих людей отлучает от Бога». Легко было написать:
читайте и толкуйте, когда было тяжело, не было уменья к этому
делу, да и нигде не водилось. Давно уже, в продолжение веков,
повторялось о хмельном упивании как о сатанинском ухищрении, и
все понапрасну. В обществах, подобных русскому XVII века, в
обществах, слабых внутренне, всего крепче вера во внешнюю силу.
Правительство распоряжается всем, может все сделать. Игумен бьет
челом великому государю, что без царского указа ему нельзя
справиться с братиею: «От пьянства бывает многая вражда и
мятежи; иные священники, клирошане и простая братия в том обычае
закоснели, и от такого нестроения игуменам бывают перемены
частые, без игуменов в монастыре проходило многое время и
привыкли жить по своей воле». Царь шлет грамоты, чтоб в
монастырях не держали хмельного питья, потому что усиление
пьянства грозило иноческому чину совершенным разрушением. Но
через несколько лет опять шлются царские грамоты по монастырям с
новыми обличениями, следовательно, с признанием, что прежние
указы остались без действия: «В московских, в ближних и дальних,
степенных и нестепенных монастырях архимандриты, игумены, келари
и строители, казначеи и священники, и братья на монастырских
погребах и по кельям у себя держат хмельное питье, вино, пиво и
мед, и от того хмельного питья церкви Божии бывают без пения.
Архимандриты, игумены, келари, казначеи и соборные старцы во
всех монастырях держат у себя детей, братью и племянников и
внучат и дают им монастырский хлеб и всякий запас и из
монастырской казны деньги; да они ж власти отпускают
монастырских слуг в монастырские вотчины на жалованье, и как эти
слуги с жалованья в монастырь приезжают, и с них берут власти, и
дети их и племянники и внучата посулы и поминки, деньгами, вином
и медом, куницами и всякими гостинцами; а кто их не почтит, тем,
приметываясь для мзды, чинят побои и изгони большие; также и с
монастырских вотчинных крестьян, от дел и не от дел, посулы и
поминки берут. Да власти же ездят к мирским людям в дома на
пиры и бражничают, и за то ссужают их монастырским хлебом и
денежною казною». Прошло двадцать лет, и новгородский митрополит
в своей грамоте повторяет: «Игумены, черные и белые попы и
дьяконы хмельным питьем до пьянства упиваются, о церкви Божией и
о детях своих духовных не радеют, и всякое бесчиние во всяких
людях чинится: сделать заказ крепкий, чтоб игумены, черные и
белые попы и дьяконы и старцы и черницы на кабак пить не ходили,
и в мире до великого пьянства не упивались, и пьяные по улицам
не валялись бы».
Церковные соборы также не щадили обличительных резких слов.
Собор 1667 года постановляет, чтоб священники учили детей своих
и приготовляли их таким образом на свои места, а не оставляли
детей своих наследниками мамоне, не торговали Христовою Церковию,
не допускали ставить в священство сельских невежд, из которых
иные и скота пасти не умеют, не только людей: отсюда в церкви
Божией мятежи и расколы.
В обличениях не было недостатка в XVII веке. Явление
естественное и необходимое в переходное время. Негодование и
сильные выражения насчет пьянства, невежества пошли в ход. Но
кто обличал? Очень незначительное меньшинство, или, что еще
важнее, обличали иностранцы, пришельцы, и русские обличали под
их влиянием, по их указаниям. Обличения не помогают, не
исправляют, когда нет внутренней, давней подготовки к
исправлению, когда нет условий, благоприятствующих этому
исправлению; обличение может только заставить искать этих
условий, и если общество юно и крепко, умеет жить, то эти
условия и начнут производить свое действие, приготовлять
общество к исправлению; но сколько для этого нужно времени? А
между тем обличения, явившиеся вдруг, извне, без внутреннего
приготовления, могут вести к печальным явлениям...
С. М. Соловьёв
Из книги «Чтения и рассказы по истории России»
|