Успенский собор Тульского
кремля
Тула, ул. Менделеевская, 8
GPS: N 54.194920, E 37.620218
По предположению исследователей, в середине вновь построенного в 1520 г.
каменного кремля находилась первоначально деревянная церковь. В 1626 г.
эта церковь носила название Архангельского собора и имела придел в честь
Василия Парийского. В 1684—1685 гг. была построена первая каменная
церковь и при ней небольшая колокольня. Новый собор назывался Успенским
и имел два придела: Архистратига Гавриила и Тихона Амафунтского.
Ныне существующий собор построен в 1762—1766 гг. Имя талантливого
зодчего, создавшего собор, не сохранилось. В 1767 г. с правой стороны
собора был освящен придел во имя Святого Иоанна Златоуста, упраздненный
в 1799 г. В 1772 г. к западу от собора начата постройка четырехъярусной,
с высоким позолоченным шпилем, колокольни (с часами) по проекту
архитектора Праве. Колокольня закончена после 1781 г. Под колокольней
находился небольшой храм в честь Святого Тихона Амафунтского (1778 г.) с
приделом Святого Иоанна Златоуста (1853 г.). В 1913 г. в Тихоновом
приделе временно совершали богослужение единоверцы города Тулы.
Колокольня сгорела и разобрана в 1936 г.
Архитектурный план храма предельно ясен и монументален: над мощным и
почти кубическим объемом возвышаются пять широко и свободно поставленных
восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с
простыми коваными крестами. С востока к основному объему примыкает
низкий алтарь с выступающей закругленной апсидой.
С простым объемным построением храма резко контрастирует его богатое
декоративное оформление в нарядных формах русского барокко. Все фасады
собора покрыты сплошным узорчатым ковром насыщенного декоративного
убранства. Внутреннее пространство собора представляет собой высокий
просторный светлый зал с четырьмя столпами, несущими своды. Хорошие
пропорции и большая высота придают ему торжественный и величественный
вид.
Успенский собор примечателен не только по архитектурному исполнению, но
и по своей уникальной внутренней стенной росписи. Собор был расписан в
1765—1767 гг. «града Ярославля посадскими людьми стенного писания».
Фрески замечательны и по технике исполнения и по художественному стилю,
а особенно по глубине и содержательности тематики. Эта роспись —
последнее и совершеннейшее создание мастеров русского фрескового письма.
Ярославские мастера живописи в Туле повторили прекрасные настенные
росписи церкви Святого Пророка Илии своего родного города.
Находясь в зависимости от ярославских подлинников, фрески тульского
Успенского собора имеют свои особенности как в отношении изображений,
так и в стиле писания. Фресковая живопись, обычно носящая традиционный
характер, в Успенском соборе отразила новые декоративные особенности
(костюмы, палаты, ландшафты) и новые эстетические запросы XVIII века.
Из всей стенной живописи собора особенно следует выделить картины,
составляющие два определенных тематических комплекса: семь картин,
изображающих Вселенские соборы; четыре картины на западной стене храма,
передающие содержание книги «Песнь песней».
О последних картинах необходимо сказать подробнее. Передать в красках
(иллюстрировать) книгу повествовательного содержания не всегда бывает
легко, а изобразить в картинах книгу поэтически-аллегорического
направления (какой и является «Песнь песней») — удел немногих
художников. Перед живописцами стояли задачи не только изобразить
известные персонажи, но и отыскать самим для себя, а затем преподнести
зрителям единство основной идеи текста, сконцентрировать в четырех
картинах восемь глав труднейшей для понимания книги, которая, по
выражению проф. А. А. Олесницкого, явилась «неуловимой загадкой,
предложенной человеческому духу Духом Абсолютным».
С этими задачами ярославские мастера блестяще справились: картины
отличаются художественным вкусом по своей композиции, мастерством
исполнения и глубиной понимания текста. Уже само избрание темы живописи
— книги Библии, никогда не читаемой в церкви, — свидетельствует о широте
и самобытности ярославских и тульских создателей
архитектурно-художественного памятника.
Книга «Песнь песней», допускающая различные толкования ее текста, в
фресках Успенского собора приобретает еще и новое, принципиально
отличающееся от других, раскрытие ее основной идеи. Богословский экзегес
библейской книги выносится на стены храма, а фрески наглядно изъясняют
символику духовного союза Христа-искупителя и учрежденной им Церкви.
Большую художественную ценность представляет деревянный резной золоченый
шестиярусный иконостас, сделанный тульскими резчиками.
Внутри собора с правой стороны около амвона, у стены, погребен
архиепископ Никандр (Покровский, умер в 1893 г.), управлявший епархией
более 30 лет.
Собор являлся свидетелем многих исторических событий нашей Родины: из
собора после напутственных молитв ратные люди уходили на сражение с
врагами, в нем же проходили встречи воинов после побед русского оружия.
В соборе хранились исторические реликвии: три знамени тульского
ополчения 1812—1814 гг. и одиннадцать знамен войск, принимавших участие
в крымской кампании 1855—1856 гг.
Собор возвращен верующим; в нем регулярно проводятся богослужения.
Из книги Р. Р. Лозинского
«Страницы минувшего»
|