Нотный архив

Смешанный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Однородный хор
Литургия
Всенощная
Праздники
Постная Триодь
Ектении
Разные ноты
Светские ноты
Одноголосные ноты
Сборники
|
Храм Вознесения Господня
Тула, ул. Герцена, 12
GPS: N 54.206143, E 37.611034
Первое известие о существовании Вознесенской церкви относится ко времени
около 1646 года: в Строенной книге Тульского посада упоминается о
Вознесенском попе Борисе. Есть и еще один несомненный памятник
существования этой церкви в 17 столетии, недавно найден в ней холщевый
антиминс священнодействованный в 1680 г. Никитою, епископом Коломенским,
при Иоанне и Петре Алексеевичах и Патриархе Иоакиме.
Начало приходу с XVII в. положили проживающие на «оружейной стороне»
посадские люди — кузнецы и слободские казённые крестьяне. Из дела 1744
г. видно, что в 1712 г. она была построена каменным зданием, по
благословению Антония, Архиепископа Коломенского, тщанием и радением
прихожанина Андрея Федорова Владимирова с прочими прихожанами, и до 1744
г. была в «благополучной твердыни, украшенная всяким церковным
благолепием». Только в ней не было ещё придела, в котором можно было бы
служить раннюю литургию, и прихожане нашли нужным просить преосв. Савву
о храмозданной грамоте на построение придела во имя Введения Пресвятой
Богородицы. Получивши грамоту на построение придела, прихожане не могли,
однако, устроить его по оказавшейся ветхости всей церкви. В 1754 г. они
донесли преосв. Гавриилу, что их церковь стенами, сводами и кровлею
находится в большой ветхости, так что служение совершается в ней с
великим опасением, и начатый каменным строением, придел не может быть
окончен с пользою для целой церкви. Вот почему прихожане предположили
сломать всю церковь с застроенным приделом и вновь устроить её каменным
зданием о двух этажах: верхнюю во имя Вознесения Господня, а нижнюю во
имя Введения Пресвятой Богородицы, на что и получили храмозданную
грамоту 12 сентября 1754 г. В грамоте, хранящейся в церкви, значится:
«Понеже по прошению прихожан позволено им означенную церковь Божию за
ветхостию ея и при ней застроенный придел во имя Введения Пресвятой
Богородицы каменного здания разобрать... а ныне они усмотрели, что в
церковном погосте непространство и весьма утеснение и затем желают они
оную церковь построить о двух апартаментах, нижнюю во имя Введения
Пресвятой Богородицы, а верхнюю Вознесения Господня, каменного здания...
мы слушав того прошения, благословили построить им просителям показанную
церковь Божию о двух апартаментах на том же месте» и прочее.
Между тем до времени окончательного построения церкви, прихожане
испросили у того же преосвященного отправлять вечерню, утреню и часы в
каменной мужской богадельне. В 1755 г. нижняя церковь была уже
построена, украшена всеми необходимыми принадлежностями церковными и на
новом антиминсе освящена, по благословению вышеозначенного епископа
протоиереем Василием Ивановым. Верхняя же церковь во имя Вознесения
Господня долго после того оставалась недостроенной за недостатком
средств для продолжения постройки. В 1767 г. предпринят был сбор
пожертвований на сей предмет от доброхотных дателей по подписке. Уже в
1787 г. церковь была окончательно устроена и также на новом антиминсе,
по распоряжению Московской конторы Св. Синода, освящена Коломенским прот.
Григорием Ивановым 2 октября. В описи при одном деле 1787 г. говорится,
что Вознесенская церковь внутри имела всё должное благолепие и снаружи
была отделана в возможном совершенстве: глава на ней была позлащенная,
вся церковь покрыта белым листовым железом, весь иконостас позлащен и
украшен иконами, из коих некоторые имели серебряные позлащенные венцы, и
все писаны тульским купцом Григорием Ивановы Белоусовым, известным
иконописцем того времени. В 1824 г. в нижней церкви тщанием купца Ивана
Иванова Владимирова устроен придел во имя вмц. Варвары. В 1834 г. весь
иконостас верхней церкви с белоусовскими иконами сгорел и вновь устроен
в 1844 г. Иконостас же в нижней настоящей церкви недавно также вновь
устроен и позлащен тщанием купца Петра Иванова Владимирова. Колокольня
построена в одно время с церковью; по описи при деле 1787 г., на ней
было 6 колоколов.
В советское время храм был занят под склад. В настоящее время церковь
передана верующим; богослужения совершаются ежедневно.
|